К поколению Z принято относить людей, рожденных после 2000 года. И хотя они еще не являются основными потребителями на рынке, ибо большинству из них еще нет и 18, тем не менее многие компании уже сейчас учатся взаимодействовать с этой аудиторией. А некоторые из нынешних подростков умудряются строить успешный бизнес уже в свои юные годы.
Особенность нового поколения можно было бы назвать абсолютно надуманной, если бы не одно но — люди, рожденные после 2000 года, выросли в условиях постоянного окружения социальными сетями и беспрерывного потока цифровой информации. За последний год появилось несколько проектов, в том числе цифровых гигантов, которые направлены на изучение "нового мышления". И все это с одной целью: чтобы понять, как продавать этой аудитории, когда она вырастет.
Дети, которых вырастил Google
Пристальное внимание на Gen Z (или generation Z) обратили внимание в Google еще в прошлом году. Тогда компания провела масштабное исследование того, что нравится современным подросткам и как они мыслят. В своем отчете компания попыталась сформулировать основные советы маркетологам, помогающие лучше понять новое поколение.
"Если миленниалы (люди, рожденные в середине 1990-х. — Ред.) были первопроходцами по освоению мобильных устройств, то Gen Z уже родились в мобильном мире. Тем не менее подростки в равной степени осведомлены и обеспокоены своей зависимостью от технологий. Это значит, что их жизнь в онлайн-среде является одновременно спонтанной и в то же время тщательно продуманной", — пишут Google.
Некоторые выводы Google оказались довольно очевидными: нынешние дети гораздо раньше начинают пользоваться личным смартфоном, чем предыдущее поколение, и 78% детей потребляют информацию с мобильных устройств. Но маркетологам действительно есть что почерпнуть из доклада компании — так, две трети тинейджеров покупают многие необходимые для себя вещи онлайн (причем 53% делают это с помощью мобильных телефонов), а любимая форма коммуникации у них происходит через мессенджеры.
Facebook тоже решил не терять подростковую аудиторию. Если раньше соцсеть позиционировалась как студенческое сообщество, то теперь средний возраст пользователей "повзрослел". По прогнозам интернет-маркетологов, компания в 2018 году потеряет большую часть своей молодежной аудитории — люди до 25 лет охотнее пользуются Instagram и SnapChat. А если подростки не будут регистрироваться на Facebook сейчас, то вряд ли они начнут осваивать "постаревшую" соцсеть потом. Поэтому компания запустила отдельный портал для тинейджеров. Портал использует популярные и понятные для каждого подростка термины и визуальные приемы: эмодзи, мемы и красочную анимацию. Задача нового сервиса — постепенно интегрировать новых пользователей на Facebook. Пока непонятно, будет ли соцсеть использовать какие-либо инструменты для рекламы, но примечательно, что среди прочего портал учит детей создавать и продвигать собственный контент. Похоже, на этой основе компания будет изучать будущих пользователей в маркетологических целях.
Теххи Полонская, тренер по SMM и руководитель маркетингового агентства "Брусника", считает, что для поколения Z технологические инновации так же естественны, как собственное взросление, и это важно учитывать рекламному рынку: "Условно, если мы говорим о сегодняшнем дне, нужно не просто быть в "Инстаграме", а уметь делать интерактив в сторис, работать с блогерами и устраивать прямые эфиры. Поколение Z лояльно к рекламе, которую можно пропустить, и может иметь интерес к той рекламе, в которой за действие можно получить какой-то бонус. Вообще, классическая реклама в случае с поколением Z значительно уступает кампаниям, нацеленным на интерактив и взаимодействие с пользователем. Но есть и противоположный эффект. Так, устав от навязчивой рекламы в digital-среде, они с большей лояльностью реагируют на интересную офлайн-рекламу, промоакции, рекламу в кино и продукт-плейсмент", — считает она.
Как новое поколение создает свой собственный бизнес
Исследователи утверждают, что для нынешних детей характерно стремление к успеху. Они выросли на примере Марка Цукерберга и Павла Дурова, которые начали зарабатывать, будучи еще студентами.
Но в отличие от этих двоих, подростки стремятся создать свое дело еще раньше. У нынешних детей собственный бизнес может появиться в 13-15 лет. Большинство из них зарабатывает с помощью социальных сетей.
"Дети Интернета, они много читали чужие истории успеха и верят, что такой успех ждет их. Это меньше их сдерживает в поиске интересных для себя дел, но зато в силу той же мотивации они могут серьезней впадать во фрустрацию, переживая неудачи. Уже в подростковом возрасте они задумываются, что меньше всего бы им хотелось зарабатывать какими-то скучными вещами, а денег при этом хочется уже сейчас", — объясняет Теххи Полонская.
Например, самый молодой маркетолог России Вячеслав Сергеев создал собственное агентство в 11 лет. Сейчас Вячеславу 15, и его компания создает продающие лендинги, также он создал свою школу по продвижению продукции в Интернете. Или 17-летний Виктор Львов, который является главой нескольких строительных фирм: "Мастер-пол", "Мастер-стен", "Вечная крыша". Свой бизнес он начал строить еще в 13, и многие его бизнес-партнеры до сих пор не подозревают, сколько ему лет. Или же, наконец, самый юный разработчик "ВКонтакте" Сева Жидков. Все из них с удовольствием дают интервью СМИ, делятся опытом и успехом и, похоже, к студенческому возрасту достигнут уже гораздо большего, чем в свое время Марк Цукерберг.
На стремлении детей строить свой бизнес тоже можно заработать. Существуют проекты предпринимательских школ для детей, где их учат создавать свой контент в социальных сетях, генерировать идеи и зарабатывать. Реклама таких школ нацелена на родителей, которые и платят за обучение, причем немалые деньги. Например, онлайн-обучение в компании "Бизнес для школьников" стоит 49 тыс. рублей.
Наконец, на стремления Gen Z обратил внимание "Яндекс". Компания планирует этим летом провести семинар для подростков в рамках проекта #большечемденьги, где собирается учить их зарабатывать самостоятельно.