16:1624 мая 201816:16
790просмотров
16:1624 мая 2018
Одна из первых утренних сессий на ПМЭФ на тему, как организовать эффективное противодействие по незаконному обороту поддельной продукции, который растет во всем мире, собрала бизнесменов из разных сфер экономики — от продажи пива до автозапчастей и цемента. "ДП" представляет наиболее интересные комментарии бизнесменов и чиновников.
По данным ВТО, мировой оборот фальсифицированных товаров составляет $500 млрд, а по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), он вырос еще на $150 млрд, до $650 млрд, заявил модератор сессии Иван Федотов, директор Ассоциации инновационных регионов России. По его словам, во всем мире оборот поддельной продукции растет, ее главным поставщиком остается Китай.
В России в различных секторах экономики доля контрафакта составляет от 5 до 30%. Противодействие незаконному обороту промышленной продукции важно не только для добросовестных производителей, но и для бюджета, который недополучает существенные поступления по налогам, акцизам и таможенным платежам. Только от неуплаты акцизов при продаже контрафактного топлива в 2014-2016 годах потери составили до 100 млрд рублей, отметил Иван Федотов. При этом самый большой рынок в России, на котором есть фальсификат, — это строительный.
Участники панельной дискуссии, прошедшей в рамках ПМЭФ, обсуждали, как международные компании и инвесторы оценивают эффективность борьбы с поддельной продукцией в России. "ДП" представляет наиболее интересные комментарии бизнесменов и чиновников.
Алексей Попович, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Содружество производителей фирменных торговых марок" ("Русбренд"):
"Россия прошла огромный путь начиная с 2000 года, когда уровень контрафакта зашкаливал практически во всех товарных категориях. И за это время был сделан огромный шаг вперед. В первую очередь было усовершенствовано законодательство. На сегодняшний день, несмотря на кризис, огромного скачка в росте контрафакта не произошло на внутреннем рынке, хотя мы наблюдаем определенное увеличение предложений контрафактной продукции. По оценке ВШЭ, объем контрафакта в России составляет около 2,5 трлн рублей. Контрафакт из Юго-Восточной Азии может легко попадать в Европу. В этот бизнес вовлечены не только преступные, но и террористические группировки. Это сложная, большая проблема, которая требует внимания со стороны России, стран ЕЭАС и других стран. Только путем диалога государств и бизнеса можно достичь позитивного результата. В России доля контрафакта в 2000 году составила 40%, а сейчас меньше 10% от общего объема торговли. Но в результате реформы МВД — сокращения подразделений, которые занимались в том числе потребительским рынком, — эффективность борьбы с контрафактом снизилась. Очень надеемся, что ее уровень будет восстановлен".
Маркус Озегович, генеральный директор ООО "Фольксваген Груп Рус":
"Рост контрафакта на рынке запчастей — а на нем наблюдается огромное число контрафакта — это не только потеря прибыли и выручки. Но это и вопрос безопасности. Люди не хотят получать неисправные тормоза, а именно тормозные металлы вызывают наибольшее количество проблем. Ситуация в России значительно улучшилась. Мы проводим тренинги для таможенников в области борьбы с контрафактом, и это дает результаты. Но доступ к рынку облегчается и производителям контрафактной продукции. Мы делаем в России маркировку продукции, любой клиент может зайти на сайт и проверить, оригинальная ли продукция. Ежегодно мы поставляем в страну до 17 млн единиц запчастей".
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
"У нас была создана комиссия по борьбе с нелегальной продукцией в стране и в регионах. Во многих регионах комиссия работает эффективно, хотя, честно стоит признаться, далеко не во всех. Во многих регионах такой перекос: они сосредоточились на борьбе с оборотом контрафактной продукции алкоголя, хотя у нас в стране есть много секторов экономики, где оборот теневой продукции очень большой. Например, до создания комиссии оборот поддельной продукции в легкой промышленности был 40%, а сейчас ниже. В 2015 году оборот нелегальной продукции был около 1 трлн рублей (31% от общего оборота меха), в 2016 году уже 903 млрд рублей".
Вугар Исаев, владелец сети розничных магазинов одежды и аксессуаров "Снежная королева", член президиума АКОРТ:
"Маркировка относительно полноценно введена только на рынке меха. Внедрение было проведено на пятерку с минусом. За последний год, когда маркировка стала обязаловкой на рынке меха, выявились недочеты в области законодательства и контрольно-надзорной деятельности. Но из плюсов — постепенно удается гармонизировать законодательства всех стран ЕАЭС. Маркировка — это хорошо, так как мы входим в единое цифровое пространство. Уже 30% рынка использует электронный документооборот".
Максим Протасов, руководитель "Роскачества":
"Мы выявляем не только проблемы качества, но и проблемы регулирования. Одно из первых наших исследований показало, что вся детская обувь, находящаяся на российском рынке, как импортная, так и российская, не соответствует техническому регламенту по весу. И должна быть изъята с рынка. Ясно, что надо было поправить что-то в консерватории. И сейчас Минпромторг активно занимается внесением изменений в технический регламент. Такие же проблемы есть в рыбной индустрии. Мы сталкиваемся с проблемами в количестве глазирования рыбы (объем покрытия рыбы льдом). В России самые жесткие требования в мире по этому показателю. Если их не выполнять, то производитель уходит в серую зону. Есть и недостаток требований. Например, у нас установлен достаточно узкий список требований по использованию антибиотиков в пищевой промышленности. Фармацевтическая отрасль развивается, а в России новые антибиотики не нормированы. Это создает риски для нашей продукции, в том числе при экспорте. Или, например, в России зачастую нет методик для измерения того или иного продукта. Например, у нас нет методик измерения, какой пух в наполнителе продукции легкой промышленности. Производитель может писать, что там гагара или любая другая экзотическая птица, хоть колибри. Но у нас нет методики, чтобы доказать, что там такое".
Михаил Скороходов, председатель правления Союза производителей цемента "Союзцемент":
"Цементный рынок — не только один из самых больших рынков в России с точки зрения контрафакта. Это и один из самых ярких примеров, как недобросовестные предприниматели пытаются зарабатывать легкие деньги. Это связано с тем, что очень дешевый вход на рынок. Есть недобросовестные строители, которые используют такой материал. В основном он используется в частном секторе. Весь мир борется с контрафактом на рынке цемента, и достаточно успешно. В 2015 году в странах ЕЭАС каждая 5-я тонна выпускаемого цемента была контрафактной. Это уже достигло критической массы. Поэтому правительство РФ решило включить цемент в перечень обязательной сертификации. В результате за год доля контрафактной продукции снизилась в 2 раза. В бюджет РФ было возвращено около 4 млрд рублей налогов, которые уходили в серую часть".