“Ростелеком” обдумывает, как взимать деньги с мировых интернет-сервисов. Иначе цифровую инфраструктуру в России не построить, уверены в компании.
На сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018), посвященной цифровой инфраструктуре, встал вопрос, кто заплатит за ее построение. Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский считает, что деньги необходимо взимать с тех, кто генерирует трафик в больших объемах, то есть с Google, Amazon, Apple и подобных им компаний, так как это уже "потребность завтрашнего дня".
"Потому что только за счет средств государства и телеком-операторов эту задачу (построение цифровой инфраструктуры — Ред.) не решить", — поясняет Осеевский. По его словам, рыночная модель последних 15-20 лет, когда инфраструктура развивалась за счет средств телеком-операторов, себя изжила.
"Если мы посмотрим на сегодняшнюю модель рынка, то видно, что бизнес телеком-операторов, сотовых операторов, как минимум flat (плоский, вялый — Ред.), — констатирует Осеевский. — Мы не растем, и это особенность не только России, но и мира в целом. В то же время идет гигантское перераспределение доходов рекламного рынка в пользу крупных интернет-компаний".
Возможное решение в данной ситуации — создание преференций исключительно российским резидентам, сказал Осеевский. "И, конечно, у телеком-операторов должно быть законодательно закрепленное право регулировать трафик в зависимости от его приоритетности в соответствии с интересами государства и общества", — добавляет он.
Самое главное, в чем уверен "Ростелеком" — интернет-монстры не должны игнорировать "закон Яровой".
"В еще большей степени проблема актуальна применительно к необходимости исполнения "закона Яровой", — подчеркнул Осеевский. — Потому что значительный объем трафика, который мы должны будем хранить, как раз приходится на это самое видео, которое будут качать пользователи. <...> Большинство операторов уже обозначили цифры, необходимые для реализации закона Яровой. Применительно к каждому оператору это десятки миллиардов рублей. То есть применительно к России это сотни миллиардов. Платить и субсидировать деятельность глобальных игроков я считаю абсолютно несправедливым и неправильным. Хотят работать с российскими пользователями, хотят получать рекламную выручку с российского рынка? Будьте любезны, работайте здесь, платите здесь налоги, участвуйте здесь в развитии инфраструктуры".
Глава "Ростелекома" предложил открыть операторскую дискуссию по этому вопросу, например, на площадке АНО "Цифровая экономика" (создана для развития услуг в сфере цифровой экономики). По мнению Осеевского, российский бизнес должен сам определить, какая модель работы с интернет-гигантами была бы справедливой.
Как стало известно "ДП" 16 мая, операторы связи начали получать первые коммерческие предложения оборудования для хранения данных по "закону Яровой". Сумма расходов оказалась такой, что большинство связистов ее потянуть не смогут. Закон проредит рынок города и области, состоящий из 250 операторов, отмечали эксперты.
Антитеррористические законы, известные как "пакет Яровой", обязывают операторов сотовой связи и интернет-компании до полугода хранить информацию о содержании разговоров и переписки пользователей и предоставлять их по запросу спецслужб. Норма, подписанная президентом России в июле текущего года, вступит в силу с 1 июля 2018 года. Изначально Минкомсвязи и Федеральная служба безопасности (ФСБ) оценивали стоимость реализации "закона Яровой" для операторов в 4,5 трлн рублей, из которых 3 трлн должны пойти на покупку оборудования, а остальное — на создание сопутствующей инфраструктуры для размещения оборудования и организации каналов связи. Операторы сотовой связи заявляли, что из-за высоких затрат вынуждены будут поднять цены на услуги.