Объем рынка услуг совместного потребления в России, находящийся в зачаточном состоянии, достиг $119 млрд. Одна из проблем, с которой сталкиваются страны в экономике совместного потребления - это отсутствие регулирования.
Объем рынка услуг совместного потребления в России достиг $119 млрд и имеет огромный потенциал роста. Экономика совместного потребления - это новый феномен для российского рынка с точки зрения законодательства, регулирования, налогообложения и идентификации. Об этом участники ПМЭФ говорили на сессии" "Делись и зарабатывай. Экономика совместного потребления".
Инвесторы и руководители бизнесов, построенных на экономике совместного потребления (типа Airbnb, BlaBlaCar) отметили, что эта бизнес-модель имеет огромный потенциал роста и сейчас на зарождающемся рынке есть большие возможности для создания компаний с большой капитализацией в будущем.
По словам Елены Ивашенцевой, старшего партнера Baring Vostok Capital Partners, компании, работающие в экономике совместного пользования -стратегически важный сектор для инвестфонда. Baring Vostok Capital Partners инвестировал в такие сервисы как BlaBlaCar, Avito, Профи.ру, Gett.
"Экономика совместного пользования позволяет создавать сервисы, которые имеют сильный сетевой эффект. Есть эффект снежного кома, в какой-то момент сервис начинает взлетать самостоятельно, и в него не надо много инвестировать, тратить много на маркетинг, поэтому это очень привлекательная тема. Для инвестора - это возможность создать компании с большой капитализацией и это направление будет развиваться", - считает Елена Ивашенцева.
Участники сессии отметили, что в России уже активно развиваются все сегменты в экономике совместного потребления. Доменик Фин, вице-президент по связям с общественностью компании Hill+Knowlton Strategies рассказал, что в мире не было данных о том, что происходит в этой сфере в России.
"Мы исследовали в России экономику совместного потребления и выяснили, что объем этого рынка $119 млрд, рынок огромный, при этом он еще не развит и будет расти. Как и в других странах, эти бизнес-модели привлекают молодых людей в возрасте от 25 до 45 лет. Причем 80% респондентов подчеркивали, что интерес в использовании совместных платформ - это возможность сэкономить деньги , а также жить с меньшим количеством собственности, а использовать товары и услуги тогда, когда это требуется", - рассказал Доменик Фин. Также он подчеркнул, что молодых людей такая модель привлекает сохранностью окружающей среды. Это осознанный подход к потреблению, которая становится все более популярной у молодого поколения в России и других странах.
Николя Бруссон, сооснователь крупнейшего в мире онлайн-сервиса поиска автомобильных попутчиков BlaBlaCar вспомнил, что когда его компания в 2006-2007 годах была представлена людям, то многие посчитали этот сервис глупой бизнес-идеей.
"На тот момент наша компания не представляла полезного кейса. Сложно было объединить людей для использования совместного использования автомобилем, чтобы они совпали по времени, дате. Люди не знали друг друга, поэтому не доверяли. Но с тех пор развивались технологии, появились смартфоны, айфоны. И сейчас по онлайн-профилю о человеке можно узнать больше, чем о коллеге, а 10 лет назад это казалось невозможным", - говорит Николя Бруссон.
В настоящее время сообщество BlaBlaCar объединяет 65 млн людей по всему миру, которые путешествуют из города в город, в том числе 15 млн пользователей из России. По словам эксперта, за то, что компания продвигает сервис совместного использования автомобилем власти Парижа, например, даже выделяют им субсидии, так как благодаря сервису сокращается число автомобилей, а значит и вредных выбросов в окружающую среду.
Артем Ермолаев, министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий отметил, что Москва также поддерживает и активно участвует с бизнесом в экономике совместного пользования, решая таким образом три задачи: город экономит средства для развития города, повышает эффективность этих вложений и создает комфорт для самих жителей.
Чиновник отметил, что город создает инфраструктуру (IT, парковочные места), которую в дальнейшем использует крупный бизнес. Первый опыт такого сотрудничества был шесть лет назад. В Москве тогда была создана самая крупная система видеонаблюдения в мире при участии бизнеса, сейчас она насчитывает более 160 тыс видеокамер.
"Было два варианта: вложиться самим в создание этой системы, либо дать возможность это сделать бизнесу, а он нам будет предоставлять эту систему в качестве услуги. Посчитав экономическую модель, мы поняли, что выиграем при использовании второй, сервисной, модели. То есть город не имеет инфраструктуры, а покупает картинку", - рассказал Артем Ермолаев, подчеркнув что город получает услугу, платит за нее бизнесу, а он зарабатывает и платит налоги.
Затем власти Москвы стали продавать данные агрегаторам такси по наличию лицензий у водителей, предоставлять информацию об автомобилях (что с ними происходило, попадали ли они в аварию и тд).
Правительство Москвы намерено и дальше инвестировать в данные, которые нужны бизнесу. Артем Ермолаев рассказал, что ежегодно город тратит $1 млрд на цифровизацию, но этих денег все равно не хватает. "Все вещи с точки зрения цифровизации должны создаваться только при помощи совместного потребления, город один не потянет, ровно как и бизнес один не потянет", - говорить Артем Ермолаев.
Даниил Шулейко, управляющий директор "Яндекс.Такси" рассказал, что сервисы совместного потребления изменили жизнь сотен тысяч людей, в частности, поменяли всю логику сервиса такси во всем мире. Например, каждый день во всей компании "Яндекс.Такси" выходят на линию полмиллиона таксистов, этим сервисом пользуется каждый месяц 12 млн людей. "Люди начинают пользоваться такими сервисами такси все чаще и чаще. Порой каждый день пользуются. Более трети россиян заявляют, что готовы продать свою машину, чтобы пользоваться такси и общественным транспортом", - говорит Даниил Шулейко.
Одна из проблем, с которой сталкиваются страны в экономике совместного потребления - это отсутствие регулирования. Регулирование такого бизнеса в России становится ключевым вызовом для устойчивой экономики. "Экономика совместного потребления - это новый феномен для российского рынка с очки зрения законодательства, регулирования, налогообложения, идентификации", - отмечает Доменик Фин.
С ним согласился и модератор сессии Карен Казарьян, директор, АНО «Институт исследований интернета». "В России долгие годы у IT-отрасли настроения были скорее такие: оставьте нас без регулирования, чем дайте нам новое. Но, на мой взгляд, в экономике совместного потребления необходимы новые и чистые правила, так как мы не перестаем сталкиваться с устаревшим регулированием", - говорит Карен Казарьян.
По словам Даниила Шулейко, чтобы развивать свою систему сервиса такси компании надо договариваться с государством об изменении законодательства, потому что большинство законов были придуманы еще в прошлом веке.