Российский экспортный центр приступает к выдаче субсидий для производителей биотоплива. Эта мера может стимулировать выпуск пеллет, но данная продукция по–прежнему остается экспортно ориентированной.
Российский экспортный центр (РЭЦ, структура Внешэкономбанка) в этом году направил 3 млрд рублей на поддержку производителей продукции из древесины, работающих на экспорт. В том числе около половины суммы пойдет на покрытие 80% общих расходов на транспортировку продукции. В программе могут участвовать предприятия, выпускающие продукцию из древесины глубокой переработки. С прошлого года в список компаний, которые могут получить субсидии, вошли производители древесных гранул, или пеллет, — одного из новых видов топлива.
"Больше всего такой мере обрадуются производители с Дальнего Востока, поскольку у них расходы на поставку биотоплива в Европу гораздо больше, чем, например, у компаний СЗФО. Тем не менее производители Северо–Запада тоже планируют подать заявки на участие в этой программе", — говорит гендиректор ИА "Инфобио" Ольга Ракитова. По некоторым оценкам, расходы на перевозку могут составить от 40 до 60% в общей цене на пеллеты. Участники рынка опасаются, что из–за бюрократических проволочек не все компании, которые хотят участвовать в программе, смогут получить субсидии. Например, в прошлом году компенсацию не получил никто, говорит Ольга Ракитова.
По данным Минприроды, в 2018 году заявки на погашение 80% расходов на транспортировку подали несколько предприятий из Архангельской области. При этом в РЭЦ пока не говорят, какие компании могут получить субсидии в этом году.
Уплывает за границу
Из России экспортируется до 97% общего объема производимых пеллет. Так, в прошлом году в Европу и Азию поставлено почти 1,3 млн т гранул при общем объеме производства 1,34 млн т. Увеличение спроса на биотопливо за рубежом связано с падением объемов переработки древесины, говорит Евгения Пармухина, гендиректор агентства "Текарт". Кроме того, страны ЕС субсидируют предприятия, которые переходят на работу на биотопливе, напоминает Ольга Ракитова.
В России основными потребителями пеллет являются сами деревообрабатывающие предприятия, использующие гранулы для выработки энергии для собственных нужд, а также некоторые владельцы загородных домов. Увеличить спрос внутри страны могут субсидии для промышленных компаний и частных потребителей на покупку котлов, работающих на биотопливе, считает Евгения Пармухина.
Динамика производства биотоплива в России
Где есть опилки
По мнению участников рынка, на Северо–Западе производство биотоплива может развиваться в первую очередь в Архангельской области, которая богаче лесами, нежели другие области СЗФО. Так, в этом году пеллетный завод запускает архангельская группа "УЛК" Владимира Буторина. Это логично, ведь УЛК строит новые лесопильные комплексы, отходы их производства будут использоваться для выпуска пеллет, говорят эксперты.
В России, и в том числе в Ленобласти, традиционно производство биотоплива создавалось на базе уже действующих лесопилок. Древесные гранулы выпускает лесопильное производство "ИКЕА Индастри Тихвин", "ММ–Ефимовский".
Есть проект по строительству пеллетного завода у лесопильного комплекса ОАО "Лесплитинвест". Компания планирует за 200–300 млн рублей наладить выпуск древесных гранул мощностью 31 тыс. т и создать безотходное производство: в качестве сырья предполагалось использовать отходы основного производства — опилки и древесную кору. Сроки строительства нового завода еще не определены.
Есть также примеры, когда предприятия создавались без привязки к лесопилкам, но они обеспечены сырьевой базой. Так работает ООО "Северо–Западный холдинг" (СЗХ) и ОАО "Выборгская лесопромышленная корпорация" (ВЛК). Правда, у ВЛК как раз есть проблемы с загрузкой и закупкой сырья. Проектная мощность завода — 1 млн т продукции в год. Компания обычно выпускает 30–50 тыс. т древесных гранул в год и только в прошлом году вышла на рекордные объемы — 300 тыс. т. Компания закупает сырье в Вологодской, Псковской, Ленинградской областях. Недавно на ВЛК было введено конкурсное производство. Участники рынка полагают, что компания сократит объемы до своих традиционных 40–50 тыс. т ежегодно.
В Подпорожском районе построить пеллетный завод за 2,6 млрд рублей планирует ООО "Гринкарбон". Компания будет выпускать торрефицированные пеллеты, которые отличаются повышенной энергоэффективностью. Однако спрос на них на мировом рынке небольшой.
"У нас есть проект модернизации действующего производства по выпуску торрефицированных пеллет. Но наши клиенты пока не готовы покупать такую продукцию, поэтому модернизация не планируется", — говорит глава СЗХ Иван Иванов. По его словам, в Европе еще не сложился рынок торрефицированных пеллет, поэтому не сформированы и цены на эту продукцию.
“
Наша ТЭЦ отапливает город Колпино с помощью газа — это выгодно. В качестве резерва держим запас более калорийного, чем газ, мазута. Пеллеты как ресурс было бы очень выгодно применять скорее в небольших населенных пунктах. Особенно там, где рядом нет газопровода, а завозить и хранить уголь, мазут накладно. У древесины низкая калорийность, и для производства из нее биотоплива требуется много леса и неделовых отходов его обработки. Поэтому идеальное место, чтобы топить пеллетами, — коттеджный поселок у лесопилки.
Виктор Строкин
технический директор АО "ГСР ТЭЦ"
“
Это очень выгодный бизнес — при стоимости сырья 3 тыс. рублей за 1 т. Как топливо пеллеты у нас берут по 8 тыс. рублей, а как наполнитель кошачьих туалетов — по 16 тыс. рублей за 1 т! При объемах 20 т в месяц мы подчищаем все дома и даже скупаем сырье в соседней Вологодской области. Есть 540 местных клиентов, которые берут раз в месяц по 1,5 т для домашнего котла, — но больше всего готовой продукции уходит за границу. Есть финны, которые забирают партии на большой оптовый склад или дают мешки для фасовки по 15 кг. Есть эстонцы, которые приезжают на микроавтобусах, грузят пеллеты по полтонны и увозят греть свои дома.
Евгений Толкачев
генеральный директор ООО "Завод пеллет №3"