В День защиты детей "ДП" решил выяснить, появляется ли бизнес-жилка у людей в раннем возрасте или же она приходит с годами. Поэтому мы попросили рассказать петербургских миллиардеров, кем они мечтали стать, когда еще были детьми.
Дмитрий Симонов.
Дмитрий Симонов, генеральный директор АО "ЛОЭСК"
Впервые о будущей профессии я задумался в 5 лет. Мои родители были врачами, но врачом я совершенно не хотел быть. Я спросил у мамы: какие профессии самые доходные? Она сказала, что космонавт и портной. Космонавт — по понятным причинам, а портной — потому что все хотят хорошо одеваться, но в магазинах (дело было еще в СССР) почти ничего из одежды не купить, поэтому люди обращаются к портным, и те неплохо зарабатывают. В космонавтике слишком большая конкуренция, ведь каждый советский мальчишка хотел стать космонавтом! А портновское дело меня, как мальчика, точно не привлекало.
Позже, лет в девять-одиннадцать, я впервые почувствовал власть и притяжение денег. Лето я проводил у бабушки с дедушкой на даче, а бабушка неплохо тогда зарабатывала тем, что продавала ягоды и цветы со своего огорода. Она нам со старшей сестрой в конце лета давала на карманные расходы огромную по тем временам сумму — 25 рублей. Сестра тут же все тратила. А я попросил маму часть денег положить мне на сберкнижку и высчитывал, какой процент я получу в будущем. А те деньги, что остались, я давал в долг сестре — тоже под проценты. Правда, она мне ничего не возвращала. Но зато выполняла за меня всю работу по дому. Первые финансовые операции, проведенные мной, были очень выгодные!
Так что вопрос финансово-кредитных операций меня интересовал с детства, получается, что моя детская мечта сбылась: я учился по специальности "экономика и управление в строительстве" и потом долгие годы работал в финансово-кредитных учреждениях. И сейчас моя профессиональная деятельность напрямую связана не только с финансами и производством, но и с управлением людьми.
Аркадий Пекаревский.
Аркадий Пекаревский, владелец компании Grondard, совладелец страховой компании "Капитал-полис"
В раннем детстве я мечтал стать милиционером. Помню, ведут меня родители из садика и я вижу, как милиционер останавливает людей за неправильный переход улицы. Тогда я подумал, что он сейчас их оштрафует, а деньги возьмет себе, и поэтому я решил сам таким образом зарабатывать деньги. Правда, как выяснилось, я не очень сильно ошибался. А потом, когда я уже вырос, сразу стал предпринимателем.
Владимир Хильченко.
Владимир Хильченко, президент холдинговой компании "Созвездие Водолея"
Кем я мечтал стать в раннем детстве, уже не могу вспомнить — больно давно это было, но я точно никогда не думал, что стану бизнесменом. Наверное, осмысленное желание некой профессии появилось в относительно взрослом возрасте — лет в пятнадцать. Тогда мне предстояло окончить восьмой класс, и я понял, что пора бы задуматься, кем стать, и решил, что буду мастером на заводе. Базовая ставка мастера на заводе в советские времена была 180 рублей, а у инженера, который только окончил вуз, ставка была 120 рублей минус подоходный налог. То есть всего где-то 107 рублей на руки. Мастера получали больше процентов на тридцать. Тогда я и решил после восьмого класса идти учиться в техникум. Правда, я потом и в вуз поступил, но просто потому, что понял, что в рабочей среде находиться трудно. А в бизнес я пришел, можно сказать, уже случайно, когда остался без работы.
Елена Шевченко, владелица торговой марки «Север Метрополь».
Елена Шевченко, совладелица холдинга "Север-Метрополь"
В 5 лет мама отвела меня в детский музыкальный ансамбль "Песенка". Ансамбль много выступал, и мое раннее детство прошло на сцене и за кулисами. Потом я поступила в детский хор радио и телевидения. И опять выступления, гастроли. Конечно, мне это очень нравилось, и я всегда мечтала быть артисткой, певицей, ну в крайнем случае дирижером. Как большинство советских детей, выросших в культурном Петербурге, я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, и преподаватели прочили мне будущее в музыкальной сфере. Я пошла поступать в музыкальное училище, но на конкурсе увидела, как хорошо играют другие дети, испугалась и сбежала. Пошла в физико-математическую школу, потом — политех, потом — семья, дети, экономический вуз и диссертация. Музыка ушла из моей жизни лет на двадцать.
И вот пару лет назад мне в управление достался ресторан "Метрополь". С 1847 года этот ресторан всегда был центром светской жизни Петербурга с прекрасным колонным залом, сценой и акустикой. Здесь выступал Шаляпин, все советские артисты пели здесь. Вот и возникла идея возродить музыкальные вечера. Я с огромным энтузиазмом снова окунулась в мир музыки и театра. Ставлю музыкальные спектакли, репетирую с артистами и музыкантами. Сейчас многие мои друзья из хора стали профессиональными певцами и поют в Мариинке, в Театре музкомедии и даже на оперных сценах Парижа. Я, наверное, им немного завидую, но, с другой стороны, моя работа настолько творческая, интересная и сцена "Метрополя" всегда в моем распоряжении, что я абсолютно счастлива в своей новой роли.
Андрей Лушников.
Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ", основатель школы "Бенуа 1890"
Самая ранняя мечта — стать дворником. Во дворе детьми мы часто помогали местным дворникам и дружили с ними, у нас двор очень дружно жил. Потом, когда стал постарше, захотел стать водителем автобуса. Я тогда ездил часто на тренировки, иногда по 2 раза в день. Ехал стоя в автобусе, все толкаются — пространство замкнутое, и водитель тогда в моем мироощущении казался самым важным человеком — никто ему не мешает, он украшает водительскую кабину как сам захочет и чем захочет. Поэтому мечтал стать таким же класса до третьего-четвертого.
Уже позже, когда стал почти взрослым, хотел стать директором завода, потому что у меня дед директором завода был.
Не знаю, оказало ли это все влияние на мое становление как бизнесмена, мой нынешний бизнес настолько разноплановый, да и все предпринимательство, в какой бы сфере оно ни было, всегда строится примерно по одной схеме.
Елена Лашкова
Елена Лашкова, генеральный директор ГК "ГЕОИЗОЛ"
Сначала мечтала быть учителем литературы. В старших классах решила, что буду нейрофизиологом, планировала изучать работу мозга. Но по окончании школы выбрала инженерную геологию. Решила, что все гуманитарное освою параллельно — перевесила романтика больших и реальных дел.