В Петербург ради ЧМ-2018 приедут 700 тыс. туристов. Они оставят в городе около 25 млрд рублей — только шестую часть от общего объема средств, выделенных на подготовку к мундиалю. Потраченные из-за временных неудобств нервы деньгами не компенсировать. Но 4 недели полного ажиотажа, фанатского безумия и внимания всего мира, выражаясь рекламными слоганами, бесценны.
"ДП" разобрался, что приобретет Петербург в ближайший месяц, с какими неудобствами столкнутся жители и какие последствия ждать городу после завершения мирового первенства.
По уточненным прогнозам Смольного, Петербург за весь 2018 год посетят 8 млн туристов. Каждый 11-й путешественник планирует приехать в среднем на 3 дня, чтобы поболеть за свою страну на мундиале, поддержать любимого игрока или просто провести время на главном футбольном событии четырехлетия.
Ростуризм траты иностранцев на визит в Петербург оценивает в 200 евро за один день, россияне готовы платить чуть меньше. Таким образом, бюджет одного туриста на трехдневное пребывание на ЧМ составит около 400-600 евро, а общий доход от армии фанатов достигнет 25,6 млрд рублей (почти 5% годового бюджета Петербурга). К слову, 2 года назад губернатор Георгий Полтавченко оценивал экономический эффект от футбольных туристов в 14 млрд рублей.
Дальновидный "убийца туризма"
За день до старта ЧМ в Avito подсчитали, что средняя стоимость аренды квартир почти во всех городах проведения мирового первенства значительно выросла. Максимальный показатель зафиксирован в Волгограде: стоимость предложений в среднем составила 21,9 тыс. рублей в сутки, что в 5 раз выше обычных ставок. Далее следуют Саранск (18 тыс. рублей) и Самара (16,2 тыс. рублей). Москва и Петербург не вошли в тройку самых дорогих городов, что обусловлено большим количеством предложений и высокой конкуренцией.
"Интересно, что, несмотря на значительный рост цен на жилье, треть россиян (33%), отправляющихся на матчи в другие города, до сих пор не знает, где будет жить, что дает шанс арендодателям на сдачу квартир в последний момент", — отметили аналитики компании. По их данным, еще одна треть туристов остановится у родственников или друзей, 12% забронировали номера в отелях.
Ажиотаж на жилье взвинтил стоимость проживания не только в съемных квартирах, но и в гостиницах. За последний месяц петербургский Роспотребнадзор выявил завышение предельно установленных цен у пяти участников рынка на уровне от 4 до 88%. Всего вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности против 97 отелей. Сумма штрафных санкций достигла 935 тыс. рублей. В целом по России зафиксировано 787 случаев завышения цен в гостиницах. Нарушителей обязали выплатить 10 млн рублей.
На прошлой неделе исполняющая обязанности председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия объяснила, что, по мнению Смольного, рост цен в гостиничном секторе наблюдался в начале года из-за незнания правовой базы, но негативную тенденцию удалось остановить.
"На разных интернет-ресурсах можно было найти предложения по размещению по завышенной цене, тогда как отели давали приемлемую стоимость. Это был вопрос не ответственности отелей, а сложившаяся ситуация. Сегодня вся ценовая политика находится под четким контролем рабочей группы, в состав которой входит и комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга. В ежедневном режиме проводится мониторинг цен в гостиницах. Мы с уверенностью можем сказать, что ценовая политика в отелях контролируется, и мы уверены, что предложение по размещению для всех туристов будет соразмерно их кошельку", — заверила чиновница.
Болельщики входят в категорию туристов средней платежеспособности. С учетом количества прибывающих фанатов ожидается, что за 2 месяца мундиаля они внесут в экономику города вклад, сравнимый с доходом от туризма за весь летний период прошлого года, добавила Нана Гвичия, которая временно сменила во главе ведомства Андрея Мушкарева, внезапно уволенного незадолго до старта ЧМ.
Если вспомнить, что говорил Андрей Мушкарев о своих ожиданиях от чемпионата мира, его уход может показаться не таким уж неожиданным. На Петербургском гостиничном форуме он предупреждал, что ЧМ-2018 способен стать "убийцей туризма" в городе. "Не все знают, что такие события не влияют положительно на туризм и снижают поток на 20-30% в следующие 5 лет. Во всем мире считается, что это убийца туризма", — заявлял тогда Мушкарев.
Что касается самой FIFA, то Международная федерация футбола планирует получить прибыль в размере $6,1 млрд за счет проведения ЧМ в России. Эта сумма на $1,3 млрд превышает выручку от проведения мундиаля в Бразилии в 2014 году и на 10% больше первоначальных оценок.
Кризис не в кассу
Так совпало, что начало чемпионата пришлось на пик бензинового кризиса в России. В мае и начале июня розничные цены на бензин превысили уровни 41, 42 и 43 рубля за литр. Повышение стоимости топлива, очевидно, увеличит бюджет для тех, кто собрался доехать до Петербурга на собственном автомобиле. Однако эта проблема коснулась и ситуации с авиационным керосином. В сложном положении оказались также туристы, которые не успели заранее купить билеты на самолет. В начале июня Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят почти все крупные авиакомпании России, предупредила правительство страны о возможном росте стоимости авиабилетов в связи с подорожанием авиационного керосина.
Опасения участников рынка связаны с долгосрочной ценовой политикой. Проверить теорию о скачке цен на авиабилеты в ближайший месяц решил блогер и путешественник Илья Варламов. Он разбил вероятные рейсы на несколько категорий по времени (до, во время и после ЧМ) и по направлениям, а также специально выбрал не выходные и не праздничные дни, когда билеты стоят обычно дешевле.
"Выводы: в ряде случаев авиакомпании задрали цены, но это пока не система. Перевозчики еще не обнаглели так, как владельцы квартир в Саранске и других городах-хозяевах ЧМ. Например, из Екатеринбурга можно дешево улететь даже во время чемпионата. Сильнее всего билеты в дни ЧМ-2018 подорожали для жителей Москвы и Сочи: в 4,5 раза и в 10 раз. В Сочи и в Симферополь в принципе летать довольно дорого, и я бы связал это скорее с курортным сезоном, чем с ЧМ. Но в Сочи периодически появляются какие-то предложения от лоукостеров и чартеров, благодаря которым можно сэкономить. В Крым же, видимо, теперь лучше ездить на машине по новому мосту", — резюмировал Варламов.
В УФАС проанализировали, что факта коллективного доминирования авиакомпаний ни на одном из маршрутов городов-участников ЧМ-2018 пока не установлено. Цены на билеты признаны конкурентными. При этом выяснилась одна деталь: свободных мест экономкласса почти нет.
"В дни проведения чемпионата наблюдается резкий всплеск спроса на авиабилеты. В начале марта авиакомпания "Аэрофлот" реализовала все билеты экономкласса на рейсы из Москвы в Волгоград на период проведения чемпионата, авиакомпания "Сибирь" — на 90%, "Уральские авиалинии" — свыше 60%. К настоящему времени свободных мест в экономклассе практически не осталось", — отметили в пресс-службе ведомства.
С учетом данных фактов антимонопольщики пришли к выводу, что цены на последние оставшиеся авиабилеты в дни ЧМ сравнивать с ценами на билеты в другие дни — некорректно. Болельщикам, которые не приобрели билеты заранее, рекомендовали использовать альтернативные виды транспорта.
Транспортная восьмерка
В программу подготовки к чемпионату Смольный заложил 145 млрд рублей, из которых 103,8 млрд приходилось на городскую казну. В наследство после завершения мундиаля останутся восемь транспортных объектов. Почти за каждым из них тянется шлейф скандалов. Так, в конце 2016 года не без протестов местных жителей открылся съезд с Западного скоростного диаметра на Васильевский остров. Люди выражали опасения, что большой поток машин с ЗСД упрется в узкие места острова. Кроме того, финансово пострадали арендаторы бизнес-центров, для которых повысили цену на торговые помещения.
В предыдущий День рождения города был открыт пешеходный Яхтенный мост, который связал Приморский район с Крестовским островом. Подрядчикам пришлось скинуться в обмен на определенные преференции, что в итоге обернулось взаимными претензиями и угрозами судебных разбирательств. Выяснилось, что крупнейший городской застройщик, компания "Метрострой", не заплатил 285 млн рублей за строительство переправы.
В форсированном темпе к ЧМ построили продолжение Невско-Василеостровской линии метрополитена. Как удалось узнать "ДП", на новые станции "Новокрестовская" и "Беговая", официально открытые 26 мая, не успели оформить разрешения на ввод в эксплуатацию из-за установленной на них системы безопасности за 400 млн рублей. Северо-западное управление Ростехнадзора обещало привлечь заказчика работ к суду или выписать штраф.
В мае транспортный блок Смольного запустил движение по мосту Бетанкура и дополняющему его участку набережной Макарова. Переправу разместили так близко к дому на Ремесленной улице, что окна здания оказались в нескольких десятках сантиметров от капитальных конструкций. Жители растянули на фасаде белую растяжку с красной надписью "Мы не хотим жить под мостом!" и начали методично требовать помощи у Владимира Путина. Собственники квартир в доме 1914 года постройки жаловались на шум, трещины в стенах и технику, которая блокировала выходы из парадных. Они также создали петицию с просьбой о расселении.
На Южной дороге вдоль берега Малой Невки разбили новый променад. Блогеры уже сравнивают это общественное пространство с Новой Голландией. Любители прогулок на свежем воздухе хвалят рекреационную зону за фотогеничный деревянный настил, лавочки, пляж с чистым песком, причалы и спортивные площадки. Для благоустройства территории пришлось снести заведения общепита. Участки в престижном месте ранее занимали ООО "Агрум", ООО "Предприятие "Диапазон", клуб "Воздух" и ресторан "Мед". В прошлом году на Южной дороге снесли все рестораны и клубы, а также демонтировали теннисный корт. Сохранились только Villa ZimaЛeto и Sunday Ginza. По условиям договоров аренды, они должны были участвовать в работах по благоустройству и за свой счет привести в порядок инженерные коммуникации.
С июня 2016 года до ноября 2017 года продолжался ремонт Тучкова моста, сопровождавшийся частыми пробками и заторами. Также строители успели возвести развязку на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, которая позволила снизить потерю времени на подъезде к аэропорту Пулково. Открытие движения состоялось в апреле прошлого года.
Уголовное наследство
Стадион "Санкт-Петербург-арена" на Крестовском острове обошелся бюджету города в 45 млрд рублей. Окончательную стоимость объекта, который примет семь матчей мундиаля, Георгий Полтавченко назвал перед открытием ПМЭФ-2018. Стадион начали строить в 2007 году, а закончили только 2017-м. За это время он превратился в один из неофициальных символов-долгостроев предстоящего ЧМ. На объекте дважды менялся генподрядчик, сроки сдачи неоднократно переносились.
Один из этапов строительства стал поводом для возбуждения уголовного дела и задержания бывшего вице-губернатора Петербурга Марата Оганесяна. Следствие обвиняет экс-чиновника в махинациях на 50 млн рублей при закупке двух экранов видеотабло у компании "Театрально-декорационные мастерские".
В итоге арена перешла под управление "Зенита". Акт приемки-передачи подписали 18 мая дочерняя структура клуба "Зенит-арена" и городское правительство. Сине-бело-голубые будут управлять стадионом после ЧМ-2018 в течение 49 лет. За прошлый сезон арена принесла клубу доход в размере 1 млрд рублей. Если этот темп сохранится, затраты на строительство окупятся после 2060 года.
Список транспортных ограничений в период ЧМ-2018 можно издавать в отдельной книге. Вкратце можно перечислить, что в период чемпионата на улицах Петроградского и Приморского районов будет введен запрет остановки автомобилей. Проезд на Крестовский остров прекратят, получить пропуск можно после преодоления нескольких бюрократических процедур. Полный список ограничений смотрите на сайте КРТИ.
Существенные потери могут понести владельцы туристических, экскурсионных и других частных автобусов, не оснащенных навигаторами "ЭРА-ГЛОНАСС". Они не смогут въехать в Петербург в дни чемпионата.
Неприятные мелочи
Неудобства придется испытать владельцам квадрокоптеров и оружия. Полеты беспилотников, как и оборот огнестрела, объявили вне закона. Нарушителям грозят штрафы до 300 тыс. рублей. Помимо этого, с 4 июня по 1 августа аквабайкерам запретили передвигаться по Неве. Ограничение касается маломерных судов в акватории между Литейным, Сампсониевским, Тучковым и Благовещенским мостами.
Нарваться на наказание также могут любители шашлыков и спиртного. Разводить костры в МЧС запретили под предлогом пожароопасного режима. Вблизи стадионов купить алкоголь за сутки до матча и в день игры будет нельзя. Кроме того, публичная политическая жизнь почти прекратится: проводить демонстрации без согласования с полицией и ФСБ нельзя.
Впрочем, мелкие запреты не портят настроение россиян. Такие выводы сделали социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения. По результатам исследования, представленного 8 июня, трансляций мирового футбольного первенства ожидает каждый второй житель страны. Среди опрошенных 20% собираются смотреть практически все игры (среди мужчин — 29%, среди постоянных футбольных болельщиков — 91%), 32% — непосредственно матчи с участием национальной сборной (среди интересующихся футболом — 49%). Уровень интереса к "домашнему" чемпионату выше, чем к прошлому мундиалю в Бразилии (41% в 2014 г.).
Помимо явных симпатий к России (за нее будут болеть 79% зрителей), соотечественники больше всего ожидают игр команд Германии (15%), Бразилии (15%), Испании (9%). Вместе с тем шансы на успех российской сборной сограждане оценивают со сдержанным оптимизмом: 20% ждут выхода в 1/8 турнира, 14% полагают, что команда попадет в четвертьфинал, 11% — в полуфинал, 6% — в финал. В возможность завоевать чемпионский титул верят лишь 11% россиян. Не рассчитывают, что наша сборная выйдет из группы, 19% опрошенных.