Заместитель губернатора Вологодской области Виталий Тушинов обсудил с петербургскими предпринимателями перспективы работы в регионе, новые инвестиционные проекты и условия для предоставления господдержки. Встреча прошла в рамках одного из круглых столов, которые традиционно для петербургского бизнеса организует газета "Деловой Петербург".
Виталий Тушинов, заместитель губернатора Вологодской области:
Вологодскую область, Санкт–Петербург и Ленинградскую область связывает очень многое. Наш субъект — один из самых крупных в Российской Федерации. Мы с завидной регулярностью поставляем в Петербург свои лучшие кадры и умы, особенно молодые, которые потом создают экономику Санкт–Петербурга и страны в целом. Связи давние и плотные, мы хотим, чтобы они только укреплялись. Наша встреча направлена в первую очередь на то, чтобы рассказать, что представляет собой регион. В Санкт–Петербурге все большую популярность получают торговые точки вологодских продуктов. Насколько я знаю, недавно открыли 28–ю. Также нас связывают культурные традиции. Не так давно в Петербургской капелле с большим успехом прошла встреча творческих коллективов. Это неудивительно, потому что исторически связи очень глубокие. И мы с радостью здесь находимся.
От себя могу сказать, что мой отец родился в Ленинграде, родные сестра и брат моей бабушки пережили блокаду. Поэтому меня с Питером связывают давние исторические отношения.
Что касается туризма, то все больше жителей Санкт–Петербурга предпочитают родину Деда Мороза нашим скандинавским соседям, что, конечно, радует нас.
"ДП":
По итогам прошлого года аналитики отмечают существенный рост позиций Вологодской области в разнообразных рейтингах.
Например, в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации вам удалось подняться на 19 позиций вверх.
Виталий Тушинов:
Нашему росту в рейтингах помогли две большие программы, которые были реализованы якорными инвесторами — химиками и металлургами. Создание в больших количествах высокопроизводительных рабочих мест с высокой оплатой труда, новые технологии переработки в химической промышленности с многомиллиардными инвестициями — все это привело к тому, что инновационные технологии, которые сегодня применяются, дали такой большой скачок.
В первую очередь росту в этом рейтинге способствовало большое количество новых высокоэффективных рабочих мест.
Илья Шебаленков, генеральный директор ООО "Северная компания":
Месяц назад мы виделись у нас на производстве в Шексне. С Вологодской областью нас связывают давние партнерские отношения, наши первые котельные были построены именно там.
Долгое время мы занимались газификацией региона по программе спецнадбавки.
На сегодняшний день в Вологодской области у нас построен завод, на котором работает профессиональная команда. Там мы производим высокотехнологичное оборудование: водогрейные газовые котлы, мини–котельные. Вологодская область и соседние регионы являются перспективным рынком сбыта.
В Вологде созданы благоприятные условия для инвесторов — упрощенные административные процедуры, налоговые льготы, активная поддержка местных властей, наличие инфраструктуры.
Мы готовы и дальше инвестировать в регион, можем комплексно решать проблемы в теплоснабжении за счет концессионных соглашений.
Я бы хотел поблагодарить за поддержку правительство области, местные власти, а также Корпорацию развития Вологодской области. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Виталий Тушинов:
"Северная компания" — очень интересная компания с точки зрения комплексности выстраивания бизнеса. Она не только производит оборудование, но и вкладывается в коммунальную инфраструктуру в рамках концессионных соглашений. Это сфера, которая для нас очень интересна. Мы готовы подготовить для вас коммерческие предложения по реконструкции коммунальных сетей в населенных пунктах области.
Дмитрий Левитский, генеральный директор ООО "Проспект":
Основная наша специфика — сетевой бизнес продуктов питания, сетевые компании. Мы занимаемся реализацией инвестпроектов, продажей готовых бизнесов с помещениями.
Когда сетевые компании входили в ваш регион, планируемая выручка была одна. А практика показала, что прогнозируемая выручка отличалась в 2 раза. Во–первых, очень много людей живут натуральным хозяйством. Во–вторых, у вас большие мощности по молочке, сельскому хозяйству и так далее. И сетевики, скажем так, охладели к вашему региону. Как вы помогаете своим производителям выходить на рынок Петербурга и других регионов?
Виталий Тушинов:
Вхождение на рынок любой сетевой компании, которая приходит в регион, для нас обуславливается как минимум встречным предложением ввести в общий объем реализуемой этой компанией на территории Российской Федерации продукции продукты из Вологодской области. Абсолютно точно самая популярная из нашей продукции — молочная. Это продукция премиум–класса по одной простой причине: у нас у единственных производителей дойные стада находятся на свободном выгуле. Мы занимаем 4–е место в России по производству молока на душу населения. По абсолютному производству — 12–е место. Это очень высокий показатель.
Все заводы, перерабатывающие молочную продукцию, кроме одного, в регионе работают под брендом "Настоящий вологодский продукт". Это заводы, которые в том числе имеют право выпускать вологодское масло. Чтобы получить знак, предприятие проходит добровольную сертификацию качества. В ближайшее время в стране вводится сертификация качества молочной продукции по аналогии с алкогольной продукцией, так называемая система "Меркурий". Реакция покупателей поменяется, когда можно будет отследить место производства продукта, дату поставки и поступления на полку магазина.
Мы точно знаем, что в Питере есть проблема ограничения поставки из южных регионов, в первую очередь из Краснодара и со Ставрополья. Мы готовы эту проблему закрывать своими объемами. Потому что, в отличие от других производителей, наши уже полностью перешли на работу с системой "Меркурий".
В рамках ПМЭФ нами подписано соглашение с группой компаний X5 Retail Group о создании логистического центра. Несколько раз мы получали отказ, но снова вернулись к переговорам по созданию логистического центра "Пятерочки". Вологда в этом плане удобно расположена, потому что через нас проходит перекрестие трех федеральных трасс: Москва — Архангельск, Вологда — Новая Ладога — Санкт–Петербург и трасса из Вологды на Медвежьегорск с выходом на Мурманск. В этом смысле логистика удобна для нас и для компаний, которые базируются в Санкт–Петербурге, поскольку это возможность использования обратного плеча поставки.
Алексей Сухарев, генеральный директор и совладелец "Поляков, Сухарев и партнеры":
Я являюсь членом бизнес–клуба "Деловой Петербург" и совладельцем бухгалтерской компании. Было бы интересно послушать, насколько в регионе велика доля экспортно ориентированных компаний, какая динамика и как много дочерних компаний с зарубежным капиталом.
Виталий Тушинов:
Основной наш экспортный потенциал — химики. Минеральные удобрения, которые поставляются практически в 70 стран мира. Объем поставок очень большой. Вторую позицию у нас занимают металлурги. Их география немного уже, но с точки зрения валового продукта они поставляют меньший объем на экспорт. Наверное, в силу сложившейся геополитической ситуации: российский металл пытаются заместить на внешнем рынке, а удобрения заместить нечем.
Основной экспортный приоритет для нас — глубокая переработка древесины. К сожалению, есть одна большая проблема. Как только речь идет о поставках за рубеж, возникает вопрос объемов. Я уже говорил, у нас большое количество малого и среднего бизнеса, который производит биотопливо — пеллеты. Но их объемов недостаточно для самостоятельных выходов на потребителей за рубежом. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать областную структуру, которая будет консолидировать общие объемы производства и заниматься внешней торговой деятельностью. Также мы пытаемся провести научно–исследовательские разработки, чтобы передиверсифицироваться с серых пеллет на белые (первые используются в промышленном производстве, а вторые — в бытовом). Существует возможность использования технологий, в первую очередь химических, которые связывают зольные остатки, и можно будет поставлять качественные пеллеты не только из хвойных пород древесины, но и из лиственных, которые не оставляют зольного остатка, забивающего камины. Для нас это большой и интересный потенциал.
Еще одно направление, которое мы активно пытаемся развивать, — машиностроение. Есть Череповецкий литейно–механический завод — одна из трех точек производства тракторов "Беларусь" в России. Каждый третий трактор в стране собирается у нас, в Череповце. К сожалению, пока не на 100% локализована система сборки, но, несмотря на большую часть машин под брендом, "Беларусь" выпускаем именно мы. В этом году Минский тракторный завод дал нам право на экспортные операции с тракторами "Беларусь". Сейчас мы прорабатываем связи, которые всегда были у белорусов со Швецией. Дополнительно прорабатываем связи с Финляндией и с Канадой.
Мы бы очень хотели попробовать развивать экспортный потенциал пищевой промышленности. Но из–за определенной геополитической ситуации на это надеяться не приходится. Тем не менее, если мы не можем заниматься экспортом, с большим успехом занимаемся импортозамещением пищевой продукции.
Оксана Яковлева, генеральный директор АО "Корпорация развития Вологодской области":
Вологодская область — экспортно ориентированный регион, внешнеторговый оборот за 2017 год увеличился на 17% и составил $4,1 млрд. В том числе со странами дальнего зарубежья — на 10% ($3,3 тыс.), со странами СНГ — на 58% ($0,8 тыс.). Среди регионов Северо–Западного федерального округа по объему внешнеторгового оборота Вологодская область заняла почетное 4–е место. И, конечно, выводить местных производителей на внешние рынки входит в число приоритетных экономических задач региона. А когда речь идет об инвестиционных проектах с участием иностранного капитала, инвесторы ориентированы на поставку продукции за рубеж.
Ярким примером экспортно ориентированной компании является "Нестле", которая в 2013 году построила у нас первую фабрику по производству детских каш. А осенью 2017 года уже был заложен первый камень в строительство новой фабрики по производству детского питания с объемом инвестиций 1,8 млрд рублей. Продукцию с фабрики планируется поставлять на российские и европейские рынки. Для области это очень хороший пример. "Нестле" реализует в регионе второй проект, это говорит о том, что инвестору комфортно работать у нас. Правительством региона и Корпорацией развития для этого создаются все условия: нивелируются барьеры и оказывается помощь в реализации новых проектов.
Регион богат лесом, и, конечно, проекты, реализуемые в этой сфере, интересны иностранным инвесторам. На сегодняшний день в области реализуется 22 инвестиционных проекта, которые включены Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных в области освоения лесов, общий объем инвестиций составляет порядка 15 млрд рублей. Интерес к вологодскому лесу проявляют инвесторы из разных регионов и стран. Одним из таких примеров является проект в области деревообработки, который при поддержке корпорации реализует на Вологодчине китайская компания "Цзюлунфу Торговля". Также иностранные организации самостоятельно заходят в регион и напрямую работают с частным бизнесом. Приобретать лес с рынка, получать продукты деревопереработки и направлять их за территорию РФ оказывается для них экономически целесообразно.
Активно развивается в регионе и пищевая отрасль. В марте 2018 года федеральная компания "Май Фудс", продукцию которой знают и любят россияне, подписала соглашение о сотрудничестве с правительством Вологодской области и Корпорацией развития. Компания, занимающая второе место в России на рынке чая, ориентирована на поставку продукции не только в федеральные торговые сети РФ, но и за пределы РФ. География продаж "Май Фудс" — около 130 тыс. торговых точек в РФ, действующие контракты со всеми федеральными сетями; экспорт иван–чая в СНГ и дальнее зарубежье, всего 30 стран мира. Для области такое производство — большой рывок вперед и укрепление позиции региона как лидера по производству иван–чая. Масштабное производство 1 тыс. т к 2020 году — это небывалые цифры даже для России. В нашем регионе иван–чай хорошо произрастает, этому благоприятствует климат региона. В других областях тоже пытаются развивать производство кипрея, но мы одними из первых вынесли тему иван–чая на федеральную повестку.
Виталий Тушинов:
В царской России иван–чай назывался кипрейским чаем и занимал третье место по экспорту, принося царской казне солидный валютный доход. Это производство дает дополнительный потенциал, потому что создается очень широкая ассортиментная линейка. Он интересен как чистый продукт и в купаже с другими дикоросами. Любое массовое производство иван–чая автоматически влечет за собой производство меда. Чтобы опылять это растение, нужно достаточно большое количество пасек.
Хочу отметить, что мы стараемся заниматься экспортом конечной продукции. Нам абсолютно неинтересно заниматься экспортом кругляка. С этой позиции мы переориентировали работу по изменению нашего налогового законодательства по инвестпроектам. Выстраиваем механизмы поддержки наших якорных инвесторов — компаний "Северсталь" и "ФосАгро", которые с нами тесно связаны.
У нас одна из самых сильных ассоциаций — Ассоциация деревянного домостроения Вологодской области. Это первая ассоциация, которая на ПМЭФ стала межрегиональной. Наш кластер деревянного домостроения и деревянной обработки станет межрегиональным. Мы приглашаем к сотрудничеству другие регионы Северо–Запада. В нее уже входит Новгородская область. Скоро закончится строительство новой автомобильной трассы, которая свяжет две наши столицы (Москву и Санкт–Петербург), и мы уже думаем о создании выставочного центра, где будет представлена продукция Вологодской и Новгородской областей. Это достаточно большой потенциал по экспорту продукции в рамках новых технологий, которые развиваются на территории наших индустриальных парков. В деревянном домостроении идет смещение к производству каркасных домов, которое приобретает все большую популярность. Когда мы занимались программой расселения аварийного жилья, мы строили двухэтажные каркасные деревянные дома. Это дешевле и энергоэффективнее. Также мы одни из немногих субъектов, которые выделяют лес для индивидуального строительства дома на своих земельных участках. Таких домов в селах строится много. Многодетным семьям мы выделяем 300 кубов для строительства жилых домов. Также хотим внедрить проект по замене порубочного билета на домокомплект. Порубочный билет (выделение лесосеки) — это наши расходы, поскольку мы должны выделить делянку. Поэтому проще потратить бюджетные деньги на массовую подготовку лесосеки.
Мы входим в производство фибропанелей, которые раньше в России не выпускались, но пользуются большой популярностью в мире. Это точно экспортно ориентированная продукция. Мы увеличиваем производство фанеры, которая востребована в Европе и странах Латинской Америки.
"ДП":
Как в Вологодской области обстоят дела с территориальным планированием?
Виталий Тушинов:
Мы забрали полномочия по подготовке документов территориального планирования и градостроительных планов у органов местного самоуправления. Создали подведомственное учреждение, которое занимается подготовкой всех градпланов. Мы уже понимаем перспективы пространственного развития региона и в этих целях делаем упор на экономическую составляющую этого развития. А для реализации этих планов мы готовим передачу индустриального парка "Сокол" в зону территорий опережающего социально–экономического развития (ТОСЭР). Весь Череповец находится в статусе ТОСЭР. Все точки имеют подключение к инженерной инфраструктуре. Есть вопросы с подъездными путями, в первую очередь с железными дорогами. Практически везде есть выход на причальную стенку — в Череповце, в Шексне и в "Соколе".
МРСК Северо–Запада выделила Вологодскую область как единственный регион, где инвестпрограмма сетевых предприятий выполняется на 90% с загруженностью возникающих мощностей. Мы точно не строим мощности в чистом поле, а делаем это под конкретные требования. Договорились о создании открытого тарифа на технологическое присоединение. Там, где есть энергопотери, готовы идти на скидки в рамках объектов, которые там можно создавать.