Большинство крупных фестивалей перенесены на вторую половину лета из–за ЧМ–2018 по футболу. Смена дат и усилившаяся конкуренция ударят по выручке мероприятий.
Этим летом в Петербурге пройдет около 80 фестивалей, посвященных гастрономии, музыке и технологиям. Среди них как небольшие мероприятия, так и лидеры городского фестивального рынка: VK Fest, Stereoleto, "О, да! Еда!", Geek Picnic и пр. По словам организаторов, количество мероприятий ежегодно растет, а конкуренция обостряется: только с 2016 года общее число летних фестивалей выросло почти на 30%. В числе новых летних мероприятий оказались фестиваль электронной музыки Odyssey, винный фестиваль Simple Wine Fest и пр.
Кроме того, многие крупные события были перенесены на конец июля и август в связи с чемпионатом мира по футболу, из–за чего борьба за посетителей усилилась еще больше. Добавим также, что организаторы не смогли в этот раз использовать наружную рекламу для продвижения фестивалей. По словам игроков рынка, в каждый уик–энд после ЧМ пройдет четыре–шесть фестивалей, что может негативно сказаться на их выручке.
"Людям придется выбирать, на какое мероприятие пойти. Например, в конце июля по датам пересекаются фестивали VK Fest и Present Perfect Festival, — говорит Илья Бортнюк, продюсер Stereoleto. — Также если два фестиваля проходят в одни выходные, то подрядчики поднимают цены на свои услуги, так как количество технических партнеров ограничено". С точки зрения эксперта, стоимость проведения фестивалей в этом случае может вырасти на 20%.
Профильные комитеты Смольного рекомендовали "не отвлекать город от основного события — ЧМ–2108", говорит Валерий Шафиров, продюсер музыкального фестиваля Urban Culture Festival. "Поэтому многие мероприятия встали плотной ротацией на остаток лета", — рассказывает он.
Вино вместо еды
Например, оказался перенесен главный гастрономический фестиваль "О, да! Еда!", который в этом году ожидает 40 тыс. гостей в Петербурге. По словам Артема Балаева, сооснователя проекта, внутри события пройдет ряд мини–фестивалей, посвященных сыру, кофе и морепродуктам — организаторы заметили, что к этим продуктам интерес горожан растет.
В самом мероприятии примут участие более 100 рестораторов. Также команда "О, да! Еда!" рассчитывает организовать винный фестиваль "Пикник Абрау" в августе этого года. "Этим летом ожидается несколько винных фестивалей, при этом продолжается тренд на здоровый образ жизни", — подтверждает Алена Мельникова, директор фестиваля Gourmet Days. Так, один из крупнейших российских дистрибьюторов вина Simple провел свой первый фестиваль Simple Wine Fest в Петербурге, который собрал 3 тыс. гостей. "Интерес к вину на подъеме, и мы рассчитываем повторить этот опыт в следующем году", — рассказали в компании.
По словам участников рынка, крупные фестивали активно расширяют свои форматы, демонстрируя музыкальные шоу, новые технологии, арт, различные перформансы и пр. "У нас всегда было три трека: наука, технологии и искусство. В этом году мы сделаем полноценный музыкальный трек — настоящий фестиваль электронной музыки", — рассказал Леонид Колодкин, продюсер фестиваля Geek Picnic. С точки зрения Алены Мельниковой, музыкальные фестивали активно внедряют маркеты с едой от местных рестораторов. "Пока что в Петербурге проходит только один фестиваль, который можно назвать по–настоящему мультиформатным, — это VK Fest", — считает Илья Бортнюк.
Замена паркам
Также, по словам участников рынка, в городе появилось несколько крупных площадок, которые стали популярны среди организаторов фестивалей.
"Если раньше фестивали были сконцентрированы в различных городских парках вроде ЦПКиО им. Кирова, то недавно открылось несколько новых площадок, которые позволяют фестивалям привлекать новую аудиторию", — говорит Артем Балаев. Среди самых востребованных предприниматель называет "Порт Севкабель", Artplay и пр.
До апреля 2018 года площадка "Порт Севкабель" функционировала в ограниченном режиме, то есть была открыта только во время проведения мероприятий. Однако даже в таких условиях "Порт" смог провести семь фестивалей. Всего же летом 2018 года анонсировано не менее 12 мероприятий, среди них Odyssey, Urban Culture Festival, Present Perfect Fest.
“
Каждые выходные в наших пространствах проходят выставки и фестивали — всегда сразу несколько мероприятий. Сложно сказать, сколько гостей посещают фестивали, но в будние дни к нам приходит 3–4 тыс. человек, в выходные — 5–7 тыс. Большая часть фестивалей — это наши личные проекты, а не партнерские. Например, мы проводим фестиваль поддержки бездомных животных "Хочу домой", поддерживаем общегородское мероприятие "Ресторанный день" и пр. Кроме того, дети любят фестивали, посвященные животным. Как правило, это тематические мероприятия: как завести енота дома, почему лисы живут в домашних условиях и так далее.
Светлана Полынькова
генеральный директор лофт–проекта "Этажи"