О, да, технологичная еда. Объем рынка foodtech в России достиг $1,4 млрд

Автор фото: Александр Щербак/ТАСС

Современный человек хочет приобретать новый опыт даже во время обеда. Поэтому мировой рынок foodtech–стартапов стал одним из самых быстрорастущих. В России такой бизнес также неуклонно растет.

В российской практике термин foodtech обычно используется для названия стартапов, развивающихся в нише доставки еды разной степени готовности, говорит Алексей Комаров, управляющий партнер агентства "IT Бизнес Брокер". "В мировой практике foodtech — это все компании, работающие на стыке технологического сектора и рынка продуктов питания, — уточняет Людмила Алямовская, коммерческий директор Tillypad (делает системы автоматизации ресторанов). — Иными словами, это интеграция цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды".
Последнее время количество "околопищевых" бизнесов в России неуклонно растет: потребитель сегодня может подписаться на ежедневные продуктовые наборы с рецептами, следить за количеством потребляемых калорий и экономить время на поездках в супермаркеты, подчеркивает Алексей Комаров.
Важно различать foodtech и кулинарные новации. "Например, производство нового вида сэндвичей не подпадает под термин foodtech, а создание персонализированных сэндвичей на основе автоматической обработки индивидуальных запросов и доставка их потребителям — к теме относится", — говорит Алексей Фролов, инвестиционный директор "Инфрафонд РВК".
На новом рынке существует несколько основных бизнес–моделей, главные из которых — доставка блюд из ресторанов и продуктов из гипермаркетов, а также конструкторы блюд по подписке. Понятие foodtech постоянно расширяется, охватывая все больше направлений. Так, к представителям этого рынка относят сервисы онлайн–бронирования столиков в ресторанах.
"Самое интересное сегодня происходит в сфере роботизации и автоматизации приготовления блюд", — добавляет Сергей Фрадков, управляющий партнер iDealMachine. Андрей Лукашевич, директор Mail.Ru Foodtech, в качестве образцовых проектов этой категории называет зарубежные Pepper the robot, Flippy, Chowbotics и Foodini: "Первый используется для приветствия гостей и подсказок по содержанию меню. Второй помогает на кухне в приготовлении различных блюд. Третий может скомпоновать более тысячи видов салатов из 21 ингредиента за 60 секунд. Последний, применяя технологии 3D–печати, делает пирожные и кондитерские изделия".

Все доставляется в сравнении

"Сегодня в сфере foodtech лидируют представители США, Кореи, Китая", — говорит Алексей Фролов.
В США, впрочем, как и в Европе, foodtech развивается стремительно, подтверждает Алямовская: "Ежегодно на этом рынке появляются яркие проекты, такие как Zomato, Food Panda, Ripple Foods, Impossible Foods, Zume Pizza. Отдельно хочется отметить американский стартап Impossible Foods по производству натуральных заменителей мяса. На текущий момент компания сумела привлечь инвестиции $400 млн".
По степени развитости инфраструктуры доставки еды мировыми лидерами стали США (GrubHub, Instacart), Великобритания (проекты JustEat, Deliveroo), другие страны ЕС (Delivery Hero, Linas Matkasse), добавляет Алексей Комаров.
"Российский foodtech активно развивается с 2014–го и растет на 20–30% в год: все больше людей готовы платить за экономию времени, которую дают новые технологии", — подчеркивает Комаров.
"Рынок доставки еды из ресторанов в России прочно заняли Delivery Club, "Яндекс.Еда", заметным игроком становится Zakazaka", — говорит Людмила Алямовская. Пример успешного российского стартапа в сегменте доставки еды по подписке — петербургский Grow Food.
В последние годы активно развивается область доставки продуктов из магазинов или наборов с рецептами и ингредиентами блюд на неделю. К первому варианту относятся сервисы "Азбука вкуса", "Утконос" и услуги продуктовых сетей с собственным онлайн–направлением, таких как "Перекресток" и "О'Кей". В России, считает Людмила Алямовская, эта модель развита пока не так хорошо, как на Западе, где работают такие гиганты, как Amazon Prime Now и Google Express Shipt. По части доставки наборов продуктов крупнейшими игроками в мире считаются Blue Apron в США и Hello Fresh в Европе.
Что касается инновационных технологий хранения продуктов, в России эксперты отмечают сервис "Партия еды", который создал технологию Coolaround. "Еще на производстве продукты распределяются по цехам с разной температурой, — рассказывает о ней Алямовская. — Перед доставкой все ингредиенты складываются в термопакеты с хладоэлементом и собираются в мини–холодильник. В результате продукты едут к покупателю в комфортной для них температуре и остаются свежими еще неделю".

Размножение

Разница между западными и отечественным рынками обусловлена различиями инвестиционной среды: объемы инвестирования западных стартапов в десятки раз выше российских, подчеркивает Алямовская: "Так, сервис Delivery Hero, один из ведущих игроков рынка США, по итогам недавнего IPO был оценен в $5,1 млрд и привлек $530 млн инвестиций. Лондонская онлайн–платформа для заказа готовых блюд из ресторанов Deliveroo с 2013 года привлекла $474,6 млн и сейчас оценивается в $2 млрд. Для сравнения: российский Chefmarket привлек $6,3 млн".
"В России foodtech только зарождается, — считает Алексей Фролов. — Сейчас Агентством стратегических инициатив формируется дорожная карта "Фуднет", которая станет основой госполитики по стимулированию роста этого сегмента".
"Потребительский характер экономики РФ фокусирует инновации на клонирование и локализацию передовых мировых технологий, — констатирует Сергей Фрадков. — Следует ожидать роста количества сервисов по доставке еды или наборов для приготовления, но вряд ли в России появятся технологичные лидеры, которые изобретут новые пищевые продукты".
"Одним из главных трендов на рынке станет проникновение foodtech в регионы с меньшим по сравнению с Москвой и Петербургом населением и не таким высоким уровнем достатка, — рассуждает Алексей Комаров. — Еще один важный вектор развития — интеграция традиционных пищевых форматов с высокотехнологичными IT–решениями, так, как это делает, например, "ДоДо Пицца".
"Проблема  и фудстартапов и пищевой отрасли в целом в том, что хорошие идеи и продуманный бизнес-план наталкиваются на недостаток специалистов в пищевой индустрии: технологи, механики, холодильщики. Казалось бы, существует  большое количество профильных университетов и колледжей, но вузы, по мнению бизнеса, занимающегося пищевым сегментом отрасли, готовят не современных специалистов, а экспертов уровня 1990-2000-х годов", - говорит Ольга Орлова, председатель комитета по инновационной деятельности и внедрению технологий Университета ИТМО.
В стартапах пищевой индустрии часто работают специалисты-самоучки без знания ключевых основ отрасли, в результате, говорит Орлова, в этих компаниях наблюдается заметно низкий уровень знаний по безопасности пищевых продуктов и их производству.  "Пока существуют такие перекосы, будущее фудтеха в России будет носить спонтанный и дикий характер", - считает эксперт.

Мало, но с потенциалом

"Согласно Target Global, объем рынка foodtech в РФ составляет около $1,4 млрд. По оценке Rocket Internet, объем мирового рынка foodtech–сервисов, в частности заказа еды онлайн, достигает $324 млрд. До США и Европы нам еще далеко, но потенциал довольно высок", — резюмирует Людмила Алямовская.
По мнению Андрея Лукашевича, одно из самых перспективных направлений на рынке foodtech — доставка продуктов. Этот сегмент еще называют online grocery, то есть продуктовые магазины онлайн. "Объем данной категории в России оценивается примерно в $400 млн. По прогнозам Forrester, к 2021 году он достигнет $3,1 млрд", — уточняет Лукашевич.
"Американские инвесторы вкладываются в направление science food: стартапы типа Impossible food ("растительное" мясо идентичное животному по вкусу) или Perfect Day (искусственно созданное молоко на основе казеина и сыворотки, не отличающееся по вкусу от натурального коровьего). По лидеру инвестиций в foodtech США, безусловно, лидер. Объем венчурных инвестиций в рынок продуктов питания и напитков в 2017 году составил $1,08 млрд. В России заметных стартапов в этом сегменте нет", - отмечает Ольга Орлова.

Чей интерес

Крупнейшие мировые инвесторы в foodtech — это Amazon и Tyson Foods Inc. "Последняя недавно объявила о создании венчурного фонда размером $150 млн для поддержки новых проектов в пищевой промышленности. Акселераторы Kickstart, SeedRocket, Happy Farm тоже активно поддерживают foodtech–стартапы. Существуют и специальные программы, главный интерес которых — именно пищевые технологии, например Farm to Fork, Food Nest, Terra", — говорит Аляновская.
"В мире активно появляют акселераторы, специализирующиеся на фудтехе. Это FOOD-X, Forge Food, The Good Food Business Accelerator. На российском рынке а пока что нет необходимой емкости для потокового создания акселерационных программ исключительно для foodtech", – добавляет Ольга Орлова.
В числе известных российских инвесторов, которым интересен foodtech, — Александр Фролов, партнер фонда Target Global и инвестор Delivery Hero и Blue Apron; Лев Хасис, председатель совета директоров компании "Эвотор" и бывший гендиректор X5 Retail Group; Оскар Хартманн, основатель проектов KupiVIP.ru, Carprice, CarFix, а также компании Mail.Ru Group, "Яндекс".
Отечественные foodtech–стартапы, по словам Алексея Фролова, также могут претендовать на господдержку, например гранты от Фонда Бортника. Кроме того, в российские проекты готовы инвестировать зарубежный фонд UFG Private Equity и компания Veeam Software.