Финская Fortum, владеющая 29,5% в ТГК–1, выиграла остатки льготной квоты на инвестпроекты в ветрогенерации до 2023 года. Это может поставить крест на планах ТГК–1 построить собственную ВЭС.
Финская компания Fortum заявляет, что готова искать в России участки для размещения солнечных и ветряных генераций общей мощностью 943 МВт. В компании говорят, что для солнечных электростанций Северо–Запад не годится, однако строительство ветроэлектростанций (ВЭС) в Петербурге или Ленинградской области вполне возможно. При этом в "Фортуме" не комментируют проект ВЭС от ПАО "ТГК–1", который был подтвержден на ПМЭФ.
Толчком для начала поисков стали обнародованные 13 июня итоги ежегодного конкурсного отбора инвестиционных проектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. Конкурс проводит с 2016 года некоммерческое партнерство (НП) "Совет рынка", включающее представителей контролирующих органов, производителей и покупателей на оптовом рынке энергетики.
Победители конкурса имеют право воспользоваться льготами, которые предоставляет так называемый договор о предоставлении мощности (ДПМ). Он заключается между генерирующими компаниями и оптовыми покупателями электроэнергии. ДПМ также подразумевает необходимость подписания ими агентского договора с каким–либо центром финансовых расчетов, который будет гарантировать проведение платежей.
Согласно нормативным актам правительства РФ, генерирующая компания, заключившая ДПМ, имеет право возместить инвестированные деньги в виде гарантированной платы за произведенную электроэнергию в течение 15 лет. Генерирующая компания при этом обязуется ввести в эксплуатацию свои проинвестированные мощности в строго определенный срок.
Российская дочка финской Fortum, ОАО "Фортум", по итогам конкурса 2018 года получила право на строительство 110 МВт солнечной генерации (из 150 выставленных на конкурс) и 823 МВт ветрогенерации (из 830 возможных).
Льготный период, согласно условиям конкурса, по ДПМ должен составить 15 лет и приносить примерно 150 евро за 1 МВ / ч за электроэнергию с солнечных и 60–90 евро за 1 МВ / ч с ветроэлектростанций. Солнечные электростанции должны быть введены в строй в 2012–2022–м, а ВЭС — в 2012–2023 годах.
Точнее, конкурс выиграло ООО "Ветропарки ФРВ", учрежденное ООО "УК Ветроэнергетика" (доли "Фортума" и "Роснано" — по 50%). "Ветропарки" совокупно за все время проведения конкурсов аккумулировали 1,933 ГВт объектов на возобновляемых источниках энергии, из них 1,823 ГВт — на энергии ветра.
Согласно своей стратегии развития, Fortum планирует создать портфель генерации на основе возобновляемых источников энергии в объеме 1 ГВт. Общая сумма инвестируемого через российскую "дочку" капитала, как планируют в компании, не превысит 15 млрд рублей (215 млн евро). В эту сумму входят и проекты в рамках конкурса 2018 года, и объекты, которые должны быть построены совместно с "Роснано" по итогам прошлогоднего конкурса.
Сейчас Fortum располагает 362 МВт генерации на основе возобновляемых источников энергии, из которых на Россию приходится 70 МВт: 35 МВт — ветропарк в Ульяновске (Ульяновская ВЭС), и 35 МВт — солнечные электростанции в Оренбургской области и Башкирии.
У "Ветропарков" есть планы на ВЭС в Ростовской области (на 425 МВт), Ульяновской (на 236 МВт), Астраханской (на 153 МВт), Мурманской (на 150 МВт), Волгоградской (на 77,4 МВт), Оренбургской (на 75,6 МВт) областях, Пермском крае (на 189,9 МВт), Краснодарском (на 150 МВт), Ставропольском (на 102,7 МВт) краях, Калмыкии (на 163,7 МВт), Татарстане (на 100 МВт). В компании не исключают, что Ленобласть может стать местом для одного или нескольких объектов — если в озвученных регионах "что–то пойдет не так".
В "Фортуме" не комментируют проект ВЭС от ПАО "ТГК–1" (Fortum владеет там блокпакетом), который был подтвержден на ПМЭФ.
ТГК–1, основным акционером которой является ООО "Газпром энергохолдинг" (51,79%), подписала соглашение с Ленобластью о поддержке правительством строительства ветропарка высокой по сравнению с действующими ВЭС (см. карту) мощностью 50 МВт на побережье Финского залива. В ТГК–1 подчеркивали, что рассчитывают на ДПМ с гарантированной окупаемостью 15 лет. Стоимость проекта оценивается в 5 млрд рублей.
Осенью прошлого года подрядчик в лице ООО "ПРО ГРЭС" начал искать площадку под строительство. В мае "Газпром энергохолдинг" заявил, что ТГК–1 будет участвовать в конкурсе НП "Совет рынка". Однако в итоге проекта петербургской компании в списке победителей не оказалось.
Между тем на включение инвестзатрат в тариф, согласно ДПМ, ТГК–1 теперь рассчитывать не приходится. Конкурс "Совета рынка" 2018 года исчерпал квоту, предусмотренную для солнечной и ветрогенерации на разрешенное правительством РФ время действия договоров о предоставлении мощности.
В ТГК–1 изменившуюся ситуацию фактически не комментируют, ограничиваясь словами: "В настоящее время компания прорабатывает различные варианты строительства объектов ветрогенерации".
В правительстве Ленобласти историю с конкурсом тоже не комментируют. Городской комитет энергетики говорит, что в энергосистеме избыток генерации за счет ТЭЦ и острой потребности в ВЭС просто нет. "Жаль, так как реальная окупаемость объектов на ДПМ — до 8 лет, потом генерирующая компания начинает получать чистую прибыль, — рассуждает один из миноритарных акционеров ТГК–1. — Хотелось бы динамики начала этого года, когда благодаря ДПМ у ТГК–1 чистая прибыль за год выросла почти вдвое, до 7,3 млрд рублей, и у нее нашлось почти 2 млрд рублей на дивиденды".
“
Ничто не мешает ТГК–1 заявиться и победить при следующем отборе в 2019 году. Соглашение было подписано между губернатором области и руководством компании только в мае этого года. То есть, можно сказать, проект пока находится в начальной стадии, не видно причин, по которым он не мог бы пройти через конкурс "Совета рынка" в следующим году. Зачем строить на свой страх и риск, когда есть возможность воспользоваться преимуществами ДПМ? Что касается Fortum — владение блокпакетом акций, конечно, считается стратегической инвестицией, но не настолько, чтобы имело смысл избегать конкуренции в перспективных проектах.
Алексей Калачев
эксперт–аналитик АО "ФИНАМ"
“
Ветрогенерация — не конкурент, а дополнение тепловой энергетики. Для успеха таких проектов необходимо сочетание ряда факторов. Это и механизм, обеспечивающий экономическую эффективность, и ветропотенциал территории расположения, и резерв традиционных мощностей, которые способны покрывать нагрузку ветрогенерации при любой погоде. Считаю, что "ТГК–1" и Ленинградская область располагают совокупностью необходимых условий.
Алексей Барвинок
генеральный директор ПАО "ТГК–1"