Всего на питчинг (эдакий конкурс презентаций проектов) поступило 68 заявок, 35 из них были одобрены, еще 12 отправлены в резерв (это значит, что шанс на финансирование есть, но минимальный). 21 проекту в государственных деньгах отказано. Так что же будем смотреть в ближайшие годы?
Кажется, что с патриотичным спортивным кино все. Инфоповоды закончились, необходимость в победоносных фильмах о советских и российских атлетах отпала. Сразу четыре проекта, в иной год получивших бы все и сразу, остались без господдержки, и нельзя сказать, что по кому–то мы будем сильно горевать. Среди неудачников выделяется, конечно, картина "Ноги вверх!" — щекочущая одним названием мелодрама про мужскую команду по синхронному плаванию. Продюсеры обещали сильную любовную линию, никто не рискнул уточнить, между кем и кем.
Еще запутаннее на бумаге выглядел проект Славы Росса "Конькобежец" про (сюрприз!) талантливого конькобежца в исполнении Александра Паля. Все бы ничего в этом фильме, если бы не внезапные референсы: "Три билборда" Макдоны и "Убийство священного оленя" Лантимоса. В последнем, если кто не смотрел, волшебный мальчик цинично убивает целую семью.
Единственная заявка на спортивный байопик, одобренная Минкультом, — "Нокаут" о советском боксере Валерии Попенченко. Разницу сделала команда. Вместо малоизвестных кинематографистов — Артем Михалков в режиссерском кресле и Юрий Борисов в ринге, бюджет — не меньше 200 млн рублей. Собрать хотят не менее 600.
Значительную часть ведомственного пирога традиционно поделили мэтры. Александр Миндадзе, чья мелодрама о танцорах "Паркет" год назад была отправлена в резерв, теперь стала одним из фаворитов комиссии. Андрей Кончаловский вновь получил финансирование на съемки исторической драмы "Дорогие товарищи" о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Цена вопроса — 150 млн рублей. Глеб Панфилов экранизирует "Один день Ивана Денисовича" к 100–летию Александра Солженицына за 170 млн рублей, а Валерий Тодоровский за 300 млн, кажется, все–таки снимет проект своей мечты — "Одессу" об эпидемии холеры в южном городе. Все эти цифры — полная стоимость производства. Минкульт оплатит лишь часть, остальное продюсеры будут добирать за счет спонсоров и фондов.
Многие в этом году ждали сценария о расцвете в России рэп–культуры, и такой сценарий появился. Илья Максимов, которого мы знаем как режиссера анимационных "Смешариков", "Карлика Носа" и "Добрыни Никитича", получил добро на съемки русского варианта "Зеленой мили" под рабочим названием "Рил Ток". Вместо "их" Эминема ожидаются "наши" Хаски, Feduk и ATL.
За сложный проект взялась режиссер "Хорошего мальчика" Оксана Карас. Отборщики высоко оценили ее сценарий о Елизавете Глинке, погибшей в авиакатастрофе 25 декабря 2016–го. Доктора Лизу сыграет Чулпан Хаматова.
Среди остальных картин, получивших госфинансирование, есть и те, с существованием которых остается только смириться. Печальный опыт сиквелов советских хитов вроде "Трех мушкетеров" ничему нас не научил. Государство безапелляционно поддержало производство "Гардемаринов IV". Еще более неожиданный выбор — продолжение "Бабушки легкого поведения". На самом деле для подобных проектов существует попсовый питчинг Фонда кино, Минкульт позиционирует себя как спонсор кинематографа авторского, штучного, но режиссер Марюс Вайсберг пообещал сделать из "Бабушки" социальный фильм, Дмитрия Нагиева в кадре и бокс–офис в 500 млн. Сработало.
В целом же, если бы между результатами государственных питчингов и состоянием всего российского кино стоял знак равенства, ситуация была бы удручающей. Вопросы поиска нового киноязыка, вовлечения нашего кино в мировой контекст, кажется, не стоят в принципе. Но, к счастью, это уравнение несколько сложнее. Достаточно изучить программу последних двух "Кинотавров" — больше половины фильмов сняты без помощи государства. Без помощи, как уточняют авторы, а значит, и без помех.
Автор — Максим Заговора, журналист телеканала "Кино и ТВ".