Миллениалов, которых также часто принято называть поколением Y, работодатели часто характеризуют как ненадежных, нетерпеливых и безответственных. Казалось бы, тут замешан старый добрый конфликт отцов и детей, но многочисленные исследования показывают, что обычная офисная рутина не так интересна молодым людям, поэтому сработаться с ними бывает тяжело.
Миллениалы – это часто отличные IT-специалисты и генераторы творческих идей, кроме того, в отличие от старших поколений, они лучше владеют иностранными языками и на ты с новыми технологиями. "ДП" попытался выяснить, чего не хватает на рабочем месте поколению Y и как сделать так, чтобы молодежь оставалась работать в компании подольше.
Y-угроза
В последнем докладе Центробанка "Основные направления финансового рынка на период 2019-2021 годов" эксперты назвали поведенческую модель нынешнего поколения угрозой всей пенсионной системе.
Поколение Y не склонно копить деньги на долгую перспективу, тратит средства на сиюминутные развлечения и впечатления, а также не стремится приобретать что-то в собственность, пользуясь либо арендой, либо какими-то сервисами совместного доступа (например, каршеринг, мобильные приложения для такси, прокаты велосипедов). Чтобы избежать экономических проблем от беззаботной молодежи, ЦБ собирается создавать "дружественную среду" для взаимодействия с миллениалами, правда, не уточняет, как именно он собирается это делать.
Теххи Полонская, руководитель маркетингового агентства "Брусника", считает, что суть проблемы лежит гораздо глубже, чем это видится финансистам. В западных странах поколение Y родилось в относительно экономически стабильные и беззаботные времена, кроме того, это было время беби-бума, поэтому корни поведения западной молодежи вполне понятны. В России же, наоборот, миллениалы появились на свет в кризисный период и застали время жесткой инфляции. Как это ни парадоксально, это возымело такой же эффект.
"Как человек, который родился на стыке поколения X и поколения Y, я вижу по себе и окружению, что стремление жить здесь и сейчас обусловлено в том числе недоверием к каким-либо государственным системам. Если немного разбираться в экономике и знать, о чем писал Маркс, текущая экономическая система может рухнуть в любой момент. Нет причин откладывать. Потому что, отдавая часть своих денег государству, современная молодежь не откладывает деньги на будущее и обеспеченную старость, а откладывает возможность жить здесь и сейчас", – считает она.
Покорми миллениала
Стремление жить здесь и сейчас отражается и на работе поколения Y. Как пишет американский Inc, люди в возрасте 18-34 лет меняют работу в 2 раза чаще, чем представители старшего поколения. К такому выводу пришли эксперты аналитической компании Visier.
Эксперты использовали внутреннюю базу данных 60 крупных компаний из разных стран, которая охватывала 1,5 млн сотрудников. Затем исследователи поделили всех работников на тех, кто относился по возрасту к миллениалам, и всех остальных.
Выяснилось, что поколение Y очень часто бросает работу и самая частая причина для этого – отсутствие, как им кажется, карьерного роста и мобильности внутри компании. Поэтому эксперты советуют давать постоянный фидбэк сотрудникам и развивать гибкость, чтобы те постоянно понимали, что их работа оценивается.
Стремление к гибкости приводит к тому, что миллениалам не нравится иерархия и присутствие над собой начальства. Так, 40% молодых американцев считают идеальной работой фриланс. Кроме того, привлекательна для них и удаленная работа.
Анна Михалевская, руководитель портала "Работа.ру" в Санкт-Петербурге, считает, что молодежь в компании можно удержать, как бы это странно ни звучало, с помощью еды.
"Сегодня на рынке достаточно много компаний, которые делают ставку на питание и зоны отдыха для сотрудников. Утром молодым специалистам предлагают легкий завтрак, а в течение дня – возможность поработать в неформальной обстановке. Например, в комнате отдыха. Смузи и фрукты с утра отлично решают проблему опозданий, если их подавать за час до начала рабочего дня. Тем более молодые люди завтракают не дома. Казалось бы, это капля в море, но крупные IT-компании учитывают "печеньки" и подобные бонусы в бюджете, а сотрудники, приходя на собеседование в новое место, вспоминают, как круто и комфортно им было до этого", – рассказывает она.
Кроме того, большое значение имеет дизайн офиса – это должно быть светлое помещение с малым количеством мебели и с большим количеством цветов, наличием игровых и лаундж-зон – комнаты с Play Staition и пинг-понгом.
"Еще должна присутствовать индивидуальная система мотивации, построенной не только на одинаковых KPI. У сотрудников одного порядка могут отличаться зарплаты и даже время работы с учетом их жизненных ритмов. А многие иностранные компании, например Booking.com, предоставляют возможность раз в год уехать в другую страну и работать оттуда", – делится эксперт.
Михалевская также подчеркивает, что если сотрудник хочет уйти, то никакие бонусы его все равно не удержат, если человек хочет расти. Но, создав зону комфорта, работодатель получает лояльного сотрудника на 2-3 года и привлекательный имидж для будущих соискателей. Именно на такие зоны комфорта и индексы счастья ориентированы миллениалы.
Руководитель компании "ТОП-Рекрутинг" Инна Егорова, наоборот, считает, что любовь к открытым помещениям у миллениалов – это заблуждение.
"Практика показывает, что они индивидуалисты, поэтому тут скорее нужны индивидуальные разделенные пространства, а не опен-спейсы", – считает она.
Но она согласна с тем, что поколение Y не любит жесткую иерархию и подчинение.
"Тут ключевой момент – наличие свободы, но не свободы от работы, а свободы от авторитарного стиля управления и жестких графиков. Это не значит, что для молодежи не важен наставник или руководитель, с которым они могут посоветоваться. Они, наоборот, ценят обратную связь".
Если из вашей компании начали массово уходить молодые сотрудники, эксперт советует пересмотреть стиль управления и более индивидуально подходить к режимам работы в офисе. Можно ввести вечерние или ночные смены, добавить зону отдыха, где сотрудники могли бы расслабиться. Кроме того, вопреки стереотипам, миллениалы все же ценят крепкий дружный коллектив, поэтому совместные мероприятия и тимбилдинг будут несомненным плюсом.