Рост цен и политика сетевых игроков на топливном рынке ставят под вопрос существование независимых АЗС. Но уход от вертикальной интеграции повысит уровень конкуренции и щедро пополнит городской бюджет.
Нефтяной клуб СПб обратился к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой поддержать исключение розничных подразделений вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) из состава консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), так как это, по словам представителей клуба, косвенно ведет независимые компании к разорению.
Удар по малому
С начала года наблюдается рост оптовых и розничных цен на топливо: с января по июль литр АИ–95 подорожал на 9,4%, а литр дизтоплива — на 9,6%. Во время прямой линии президент Владимир Путин назвал основной причиной подорожания ошибки администрирования рынка со стороны регуляторов.
Независимые операторы АЗС корень проблем видят в том числе в намеренном завышении оптовых цен со стороны ВИНК.В связи с этим частники вынуждены увеличивать стоимость продукции в рознице или сокращать свою маржу почти до нуля. АЗС, входящие в ВИНК, предлагают конечному потребителю более низкие цены, так как нахождение в КГН дает им возможность перераспределять прибыль и затраты внутри группы.
Попытки разрешить вопрос роста цен и давления со стороны крупных игроков предпринимались в октябре 2017 года и апреле 2018–го. Российский топливный союз обращался к Владимиру Путину с просьбой предотвратить "нарастающее массовое разорение предприятий", однако эффект был лишь временным. После выборов цены на бирже снова пошли вверх. Профильные органы — Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго — в ответ на обращения лишь сослались на то, что государственное регулирование цен на топливо не предусмотрено.
Сами ВИНК, в частности "Газпром–нефть региональные продажи", отказались комментировать ситуацию. Другие крупнейшие игроки рынка АЗС в Петербурге — "ЛУКОЙЛ", "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" запросы редакции оставили без ответа.
НП "Нефтяной клуб СПб" подхватило эстафету от федерального союза и пытается найти новых союзников в борьбе с крупными игроками. На 9 июля назначена встреча рабочей группы во главе с вице–губернатором Сергеем Мовчаном для обсуждения письма Смольного в правительство РФ для решения проблемы независимых операторов. "Этими действиями мы хотим добиться равных условий для всех участников на рынке и вернуть деньги бюджету города. Губернатор в курсе проблемы и поддерживает инициативу", — рассказал "ДП" президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин.
С тем, что исключение розничных подразделений ВИНК из КГН положительно скажется на бюджете города, согласна член бюджетно–финансового комитета ЗС Петербурга Оксана Дмитриева. Введение этой системы в 2012 году лишило бюджет примерно 20 млрд рублей в год, подсчитала депутат.
Родом из 1990–х
Участники рынка видят в инициативе возможность для развития рынка и уход от монополизации. Но само существование независимых АЗС можно рассматривать как рудимент 1990–х годов. Тогда они были необходимы, так как нефтяники еще не имели собственных сбытовых сетей и были неспособны обеспечить стремительно растущий спрос на топливо. Сейчас у всех крупнейших производителей свои сети уже есть, так что необходимость "лишнего звена" периодически подвергается сомнению.
"Независимые компании необходимы для конкуренции на рынке. Если говорить о Петербурге, самые передовые технологии в рознице вводят первыми именно независимые компании", — отстаивает значимость для рынка своей компании первый заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов.
"Не сказал бы, что это входит в число наиболее актуальных проблем на рынке АЗС или на рынке нефтепродуктов в России, скорее, это обычный лоббизм", — рассказал "ДП" Валерий Семикашев, заведующий лабораторией прогнозирования топливно–энергетического комплекса ИНП РАН. По его словам, куда большее влияние на рынок и рост цен оказывает несбалансированность налогообложения в отрасли.
Представители финской компании Neste — еще одного игрока петербургского рынка АЗС, рассказывают, что в Финляндии система выстроена таким образом, "чтобы розничная сеть не получала от перерабатывающей структуры никаких привилегий или компенсаций издержек и полностью несла ответственность за собственный бизнес".