Туристическая компания "Натали Турс" объявила, что аннулирует все подтвержденные туры из-за отказа партнеров от сотрудничества с ними. Как оказалось, у компании были не оплачены некоторые авиабилеты, трансферы и проживания в отелях. Клиентам обещали вернуть деньги, а генеральный директор турфирмы Владимир Воробьев заявил, что продажа туров возобновится через пару недель. Но эксперты, с которыми пообщался "ДП", сомневаются, что у туроператора найдутся для этого финансы, а сами проблемы компании они связывают с плохим менеджментом.
Ранее проблемы начались у двух петербургских туроператоров — "Матрешка тур" и "Аврора-БГ". "Матрешка тур" в конце июня сообщила клиентам о прекращении деятельности из-за финансовых проблем. С апреля компания больше не берет новые заказы. Вскоре проблемы начались у оператора "Аврора-БГ", которая до марта принадлежала "Матрешке". Компания отменила все чартерные рейсы в Болгарию и Черногорию с 1 июля, потому что ей просто стало не выгодно возить туда туристов — рейсы не окупались.
Кассовый разрыв
Член правления Альянса туристических агентств Ирина Семенова не видит определенной системности между закрытием "Матрешки" и проблемами у "Натали" и "Авроры-БГ". По ее мнению, это не похоже на массовое закрытие крупных туроператоров и кризис туристического рынка в 2014 году.
"Это проблемы отдельных туроператоров. Туроператоры работают таким образом, что оплачивают все услуги вперед, и у "Натали Турс", видимо, случился кассовый разрыв. Причина — снижение финансовой нагрузки потребителей, у людей стало меньше денег, и они стали меньше ездить. Кассовый разрыв происходит, когда от туристов поступает недостаточно средств, чтобы оплатить услуги своим контрагентам на той стороне", — добавила Семенова.
Также она отметила, что во многом проблемы "Натали Турс" связаны с плохим бизнес-планированием.
"Рынок сейчас сжимается, и с него больше уходят нишевые небольшие туроператоры, а "Натали Турс" к таким не относится, "Натали" — это крупный оператор, который 25 лет на рынке. Они просто не справились с объемом поставленных для себя задач. Как туристы будут получать свои деньги обратно — непонятно, потому что денег просто-напросто нет", — рассказала Семенова.
Денег нет, туристы держитесь
Эксперты утверждают, что клиенты "Натали Турс" рискуют оказаться без выплат за свои путешествия. Чтобы получить страховку, необходимо, чтобы фирма закрылась. Однако "Натали Турс" пока о таких планах не сообщала.
"У "Натали Турс" появились проблемы в разгар туристического сезона с размещением. Туроператор ведет себя как и большинство подобных, которые в разгар сезона не смогли совладать со своими финансовыми потоками и оказались в такой незавидной ситуации. На мой взгляд, самым оптимальным вариантом было бы туроператору заявить о прекращении своей деятельности", — рассказал "ДП" ведущий юрист Северо-западного клуба защиты прав туристов Михаил Житнухин.
Он добавил, что пострадавшие туристы имеют возможность обратиться в суд, но перспективы судебного разбирательства Житнухин назвал достаточно туманными.
"Средства у компании могут появиться только от реализации новых турпродуктов. Мы со своей стороны туристам рекомендуем все-таки рассматривать возможность перебронирования у этого же туроператора по иным направлениям либо самостоятельно оплатить размещения и в дальнейшем уже попытаться вернуть денежные средства", — добавил Житнухин.
В социальных сетях клиенты компании уже начинают жаловаться на проблемы с обслуживанием на курортах. Например, в Instagram юзер под ником fazendaneschastya рассказала свою историю проживания в Испании.
"Прилетаем и видим, что со всего самолета, во-первых, мы одни от "Наталей", во-вторых, нас просто не забрал трансфер. Работники приносят свои извинения по телефону, мол, якобы не знаем, что такое. Гид не выходит на связь, полный игнор по всем фронтам", — пишет пользователь.
На момент выхода публикации "ДП" не удалось связаться с пресс-службой туроператора. В петербургском отделении заявили, что не уполномочены комментировать события, сославшись на головной офис компании. Там, впрочем, к телефонам никто не походит, также не снимает трубку и генеральный директор Владимир Воробьев.
Ранее сообщалось, что контрагенты старейшего российского туроператора "Натали Турс" в Испании, Италии, Греции, Турции и на Кубе отказываются заселять туристов. С них требуют доплат и внесения депозитов. Контрагенты объясняют отказы тем, что туроператор не оплатил бронирования. По разным данным, "Натали Турс" задолжала иностранным компаниям от $1 млн до "десятков миллионов долларов".
Общий размер финансового обеспечения туроператора "Натали Турс" составляет 156,4 млн рублей (150,5 млн рублей общий размер финансового обеспечения по договорам страхования гражданской ответственности туроператора и 5,9 млн рублей размещено в фондах персональной ответственности туроператора).