В Петербурге около 50 частных лицензированных детсадов и более 1 тыс. работают без лицензии. Рынок развивается хаотично.
Главная проблема на рынке частных детских садов Петербурга — отсутствие подходящих помещений, соответствующих нормам СанПиН и требованиям для лицензирования образовательной деятельности. Для примера: по нормам детский сад на три группы по 20 человек должен располагаться на 1100 м2. Частникам не потянуть коммерческую аренду такого помещения с небольшим количеством детей. Да и плата за такой садик будет зашкаливать.
Сейчас средний чек за месячное пребывание в частном детском саду начинается от 25 тыс. рублей на ребенка. Диапазон цен варьируется от 25–40 тыс. до 100 тыс. рублей, рассказывают участники рынка. Но многие так называемые квартирные садики и клубы (большинство из них работает через группы "ВКонтакте") берут всего 10–20 тыс. рублей в месяц и за эти деньги даже кормят ребенка. Родители соглашаются, их устраивает цена, а наличием лицензии они интересуются порой только тогда, когда возникают претензии или идет речь о возможности оплатить садик из материнского капитала.
До первой жалобы
Согласно реестру комитета по образованию, в Петербурге всего 29 частных детских садов, работающих с лицензией, еще примерно 25–27 лицензированных детских центров и, по оценкам участников рынка, более 1 тыс. работают без лицензии. "Многие из них и рады были бы получить лицензию, — рассказывает Наталья Потемкина, генеральный директор ЧОУ "Учебный центр "Престо", работающего на рынке образования более 25 лет, — но санитарные и противопожарные нормы не позволяют получить ее в не соответствующих требованиям помещениях". Поэтому многочисленные детские клубы и группы ухода и присмотра за детьми идут на ухищрения, работая практически на доверии у родителей.
По СанПиН, детские группы до 4 часов пребывания могут обходиться без предоставления питания. А вот уже после 5 часов нахождения в саду или центре детям по нормам нужны и еда, и дневной сон, а также наличие соответствующих условий, которые зачастую не соблюдаются. Все это работает до первой проверки, чаще инициированной жалобой родителей в прокуратуру, после которой такому частному саду выписывают штраф и предлагают привести созданные условия и всю деятельность в соответствие с требованиями, получить лицензию или закрыться.
"До вступления в силу закона "Об образовании в РФ" в 2012 году и нового положения о лицензировании образовательной деятельности в 2013 году, — продолжает Наталья Потемкина, — был довольно длительный период, когда дополнительное образование детей не подлежало лицензированию, что привело к буму на рынке частного образования. Сейчас же любая образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию". Закон изменился, центры и клубы остались, подавляющее большинство из них декларируют только услуги "ухода и присмотра", говорят специалисты, а по факту они зарабатывают на образовательных услугах.
Конкурс для садов
Застройщикам, которые обязаны строить социальные объекты, в случае их передачи частным организациям не засчитывают такие объекты как социальные. "Для строителей город мог бы разработать программу, по которой выкупал бы помещения, пригодные для частных детских садов, в собственность государства и затем передавал бы их в оперативное управление либо в долгосрочную аренду с коэффициентом социальной значимости частным образовательным учреждениям. Это обеспечило бы родителям право выбора, — рассуждает Наталья Потемкина. — А частные сады смогли бы снизить цену, все это способствовало бы сокращению очереди, развитию конкуренции на рынке".
Дефицит помещений под размещение частных детских садов отмечает и Елена Церетели, председатель общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга. По словам эксперта, в Смольный уже поступило предложение разработать программу взаимодействия правительства с застройщиками. "Для открываемых образовательных учреждений необходимо предусмотреть возможность работы без лицензии в течение срока, необходимого для ее оформления. Но не более 6 месяцев с даты регистрации детского сада", — говорит Елена Церетели.