Ресторан "Коммуналка", открывшийся на Петроградской стороне весной 2016 года при участии певца Стаса Михайлова, прекратил работу. В начале июля заведение собирало посетителей на трансляции матчей ЧМ, а теперь владельцы бизнеса задумались о смене формата.
На проспекте Медиков в Петербурге закрылся ресторан "Коммуналка" певца Стаса Михайлова. Представители артиста захотели оставить в тайне причины прекращения работы. Однако, как стало известно "Деловому Петербургу", заведение в ностальгическом стиле с советским антуражем в ближайшее время сменит формат, после чего снова перезапустится осенью.
"Приехали поужинать и поцеловали двери"
До последнего момента социальные сети "Коммуналки" активно звали гостей на просмотр трансляций матчей чемпионата мира по футболу. Посетителей приглашали на поединки сборной России с Саудовской Аравией, Египтом, Уругваем и встречу 1/8 финала с Испанией. После 1 июля аккаунты ресторана перестали обновляться. Никакого официального объявления о судьбе проекта, за исключением вывешенной на входе таблички о проведении реконструкции, не публиковалось.
На вопросы клиентов, расстроенных видом закрытых дверей и окон, ответов в соцсетях не следовало. "Приехали только что поужинать и поцеловали двери. Не надо так", — написала в Instagram одна из поклонниц ресторана.
"Проект закрыт, но будет переформатирован. После ремонта открытие запланировано в другом формате. Ожидаем запуск осенью, приблизительно к сентябрю", — рассказали в структуре управления рестораном. По информации собеседников "ДП", о полном закрытии, переезде на другое место или смене города речи не идет. О каких-либо дальнейших подробностях представители бизнеса говорить отказались.
Директор артиста Табриз Шахиди вопросы о причинах переформатирования заведения также оставил без ответа. "Нет. Никаких комментариев", — заявил Шахиди.
По данным базы СПАРК, Стас Михайлов имеет лишь опосредованное отношение к петербургскому ресторану. Единственным бенефициаром ООО "Коммуналка", как указано в учредительных документах, является Олег Кока. Он же владеет расположенным по соседству детским кафе-клубом Junior Room. Стасу Михайлову принадлежит лишь 50% ООО "СМ Групп", которая имеет лицензию на товарный знак Kommunalka и предоставляет ее до 2024 года ООО "Коммуналка".
"СМ Групп" тщательно следила за использованием патента и предъявляла нарушителям финансовые претензии. К примеру, в августе 2017 года компания выставила иск на 5 млн рублей московским фирмам ООО "Бар в Козицком" и ООО "ЗУН". Поводом для судебного разбирательства стало использование товарного знака Kommunalka. Авторы жалобы утверждали, что столичные предприниматели использовали бренд без разрешения. В итоге за это деяние был назначен штраф на 500 тыс. рублей.
На фото: Закрытие ресторана "Коммуналка" в Петроградском районе
Эпоха застоя
Ресторан советской кухни "Коммуналка" открылся на Петроградской стороне в марте 2016 года. В день официального запуска гости могли сфотографироваться со Стасом Михайловым, который нашел время приехать на праздничный вечер в Петербург. Интерьер был оформлен в ностальгическом советском стиле, в него включили характерные детали коммунальной квартиры. Эксперты оценивали объем инвестиций в 40 млн рублей.
Отмечалось, что певец выкупил одноименный ресторан в Кишиневе через собственную SM Group и заполучил франшизу на открытие сети по всей России. Затраты на сделку назывались в пределах 2 млн евро. Тогда же сообщалось о намерении за 5 лет открыть 50 ресторанов под брендом "Коммуналка". Общий бюджет проекта оценивался в 25 млн евро. В августе 2016 года ресторан объявил о запуске сервиса доставки еды. К расширению спектра услуг было создано эксклюзивное мобильное приложение.
По словам шеф-редактора портала Restorating Александры Поповой, формат советской ностальгии лучше остальных приживается на рынке русской кухни. "Наши родители и бабушки готовили похожие блюда, поэтому они понятны посетителям. Им уютно в советском интерьере. В целом это недорогой формат, который также нравится иностранцам. Но в последнее время в данном сегменте действительно наблюдается небольшой спад или стагнация. Заведения разделяются на кухни бывших советских республик в отдельные концепты. Смешанного стиля становится мало", — рассуждает эксперт.
"Коммуналка" хорошо стартовала 2 года назад за счет раскрутки от Стаса Михайлова, добавляет Александра Попова. Но после зимы певец отстранился от активного участия в проекте, и интерес публики к нему начал угасать. Специалист по рынку, помимо прочих экономических факторов, отмечает и не самое удачное расположение "Коммуналки", находящейся вдали от основных туристических потоков и крупных бизнес-центров. Сейчас на пике популярности находятся форматы "вареничных", "пирожковых" и "пышечных", к которому подключились даже главные игроки рынка, включая Ginza Project.
В отчете Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра за 2017 год говорится, что оборот общественного питания по итогам прошедшего года составил 71,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,3% больше, чем в том же периоде прошлого года.
Темп роста оборота общественного питания существенно снизился, упав на 9,7 пунктов. Фактором, сдерживающим развитие рынка общественного питания, стала ограниченность платежеспособного спроса. Вместе с тем, по данным Knight Frank St Petersburg, общественное питание остается лидирующим профилем на рынке коммерческой недвижимости города. По итогам 2017 года его доля составила 31% (продукты — 13%, одежда — 9%).
Своеобразный рекорд был поставлен во II квартале, когда, по оценкам JLL, количество заведений общественного питания в структуре вновь открытых объектов коммерческой недвижимости достигло максимального за 2 года значения (40%).