Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ввел в ЗАО "Стремберг" миллиардера Александра Кожина процедуру наблюдения. Общая сумма претензий составляет более 1,2 млрд рублей. Впрочем, сам Александр Кожин не переживает и предлагает дождаться осени.
Решение вступило в силу после того, как ЗАО "Стремберг" не смогло оспорить начало процедуры наблюдения в Верховном суде.
ЗАО "Стремберг" получило 6 га в Пьяной гавани в 2002 году под строительство теннисной детско-юношеской школы с подстанцией. Однако стройка по адресу Приморский проспект, 72, лит. А, началась лишь 5 лет спустя, когда Артур Никитин вложил в проект около 1,5 млрд рублей. Весной 2008 года объект был готов на 65% и инвесторы зарегистрировали свои права собственности на 50% доли в недострое.
"Стремберг" взял на достройку кредит в банке "Санкт–Петербург", около 1 млрд рублей, но в ноябре 2008 года, в разгар кризиса, перестал платить. Это стало причиной банкротства "Стремберга". Стройка ТРК была заморожена. Банкротство завершилось в 2011 году: долг у банка "Санкт–Петербург" выкупил холдинг "ТОР" Анатолия Федосеева. В 2011 году Александр Кожин договорился о выходе Артура Никитина из проекта. По условиям соглашения уральский бизнесмен должен был получить назад свои 1,5 млрд рублей. Однако, выплатив первые 195 млн рублей, "Стремберг" сорвал график платежей.
В 2012 году МФК начали поэтапно вводить в эксплуатацию. Через год уральский бизнесмен потребовал остаток долга (550 млн), но денег не получил и решил вернуть права на часть объекта. После этого последовала череда судебных процессов. Осенью 2015-го с кредиторами было подписано мировое соглашение: "Стремберг" обязался приступить к погашению долгов в 2016-м и полностью рассчитаться до 2023 года. Но и этого не произошло, последовали многочисленные судебные разбирательства, завершившиеся иском о банкротстве, которое вступило в силу 7 июля. Следующее заседание суда назначено на начало сентября.
"В случае если банкротство "Стремберг" не будет прекращено, компания рискует лишиться своего ключевого актива — доли в праве общей собственности. Доля в праве собственности будет выставлена на публичные торги, в результате которых определится новый сособственник", — говорит Максим Смирнов, юрист практики разрешения споров Rightmark Group. "Если ЗАО будет признано банкротом, то пойдут банкротные процедуры, и если нет залогов, то имущество будет продано с торгов в рамках конкурсного производства. Есть вариант, что подпишут мировое соглашение", — уверен Дмитрий Некрестьянов, партнер "Качкин и партнеры".
Впрочем, владелец "Стремберга" Александр Кожин не скрывает своего оптимизма. "Пока ничего не произошло. Все решится осенью", — заявил "ДП" девелопер. Что именно случится осенью, он не уточнил.
В процессе разбирательств со стороны уральцев произошла замена игрока. В октябре прошлого года ООО "Стройсвязьурал 1" передало свой долг индивидуальному предпринимателю Рытой Елене Григорьевне. Как рассказали "ДП" в Челябинске, Елена Рытая — человек, близкий к владельцу "Стройсвязьурал 1" Артуру Никитину, у которого она ранее была помощницей в челябинской городской думе. По мнению участников, близких к девелоперам, это может означать, что, скорее всего, стороны в ближайшее время подпишут мировое соглашение.
Этого же мнения придерживается и сын Александра Кожина Виталий (который тоже, впрочем, судится с отцом). "Всем давно известно, что судиться выгодно только юристам. Думаю, и одна, и вторая сторона потеряла в этой войне очень много денег. Я считаю, что в этой войне проиграли все, так как во время "судебной войны" акционеров развития торгового комплекса не происходило, а соответственно, терялись большие деньги от недополучения арендной платы", — считает Виталий Кожин, совладелец компании Cityprofit.
Роман Ротблат, руководитель ГК "Буду мамой" (один из арендаторов комплекса "Питерлэнд"), говорит, что в ситуации судебных разбирательств комплекс находится с начала своей работы и на работе арендаторов это пока никак не сказывается. "Мы работаем полностью по договору, никаких резких движений делать не будем", — подчеркнул он. Эксперт отмечает, что в Петербурге такие ситуации на рынке торговой недвижимости редкость, а вот в регионах компания регулярно сталкивается со сменой собственников и переходом права собственности. "Конечно, это нервирует, но все понимают, что комплекс зарабатывает на арендаторах и вернуть их или же привлечь новых после конфликта крайне сложно", — говорит Роман Ротблат.