Сильная жара помогла петербургским производителям мороженого и напитков увеличить продажи до 40%. Предпринимателям удалось компенсировать убытки от прошлого холодного лета.
Этим летом петербургские производители мороженого и напитков увеличили продажи до 40% — рост обеспечили аномально жаркая погода в июле и приток туристов, приехавших на ЧМ–2018. По словам участников рынка, ситуация кардинально отличается от итогов прошлого года, когда холодное лето лишило предприятия до 20% объема продаж.
Десерты с градусом
Так, крупнейший производитель мороженого в Петербурге "Петрохолод" рассчитывает увеличить объем продаж в этом году не менее чем на 20% (в 2017 году выручка должна была составить 1,6–1,7 млрд рублей, официальных данных пока нет).
Рост заметен не только у лидеров рынка, но и у небольших фирм. "Мы ожидаем увеличения выручки компании в этом году на 30–40% по сравнению с прошлым годом", — рассказывает Никита Щербаков, основатель производства мороженого Alcreme и федеральной сети торговых точек. Ежемесячно компания выпускает 8–10 т мороженого и работает с оборотом 6 млн рублей в месяц.
Чтобы привлечь покупателей, производители расширяют ассортимент за счет необычных сортов: на пике популярности оказались льняное, жареное и алкогольное мороженое. "Это интересный тренд, у нас есть в ассортименте несколько позиций такого мороженого — с пивом и коньяком, например", — рассказывает Евгений Драй, владелец сети Gelateria PLOMBIR.
По подсчетам экспертов, в целом по России рынок мороженого вырастет меньше, чем в Петербурге: по сравнению с 2017 годом рост в стране составит 10–15% (в 2017–м рынок составил 369,1 тыс. т, по данным Союза мороженщиков России).
В пользу кваса и минералки
Отмечают стремительный рост спроса и производители напитков. Как сообщили представители компании PepsiCo, ЧМ–2018 и теплая погода значительно повлияли на увеличение потребления напитков в этом году: "Погодный фактор сильнее всего отражается на категориях минеральной воды, кваса и холодного чая, где с началом теплого времени наблюдается сильное ускорение роста продаж, которые достигают 25–40%".
По словам Владимира Воронцова, директора по продажам в Северо–Западном регионе "Coca–Cola HBC Россия", особый рост компания отмечает в категории бескалорийных или низкокалорийных напитков — это питьевая вода, холодные чаи, газированные напитки. "Это вызвано тремя основными факторами: ЧМ по футболу, общее восстановление рынка после падения в прошлом году и аномальная жара", — объясняет Воронцов.
Теоретически ЧМ–2018 мог стать одним из драйверов роста спроса на пиво, но мундиаль длился месяц, а значит, не способен оказать сильное влияние на общую годовую динамику, прокомментировали в пивоваренной компании "Балтика".
Дело техники
Кроме того, жаркая погода сказалась и на продаже техники. Как отмечают ретейлеры, петербуржцы активно запасаются вентиляторами и мороженицами. По данным группы "М.видео — Эльдорадо", спрос на климатическую технику в этом году оказался заметно выше, чем в прохладное лето 2017 года. "В целом по группе продажи летней климатической техники выросли в июне–июле 2018 года более чем на 45% в штуках и деньгах относительно прошлого года. Традиционно самый популярный товар — классические напольные вентиляторы, на них приходится до половины продаж летней климатической техники", — рассказали в компании.
Тенденцию подтверждает и генеральный директор ГК "Фотосклад" Алексей Банников: по словам эксперта, наибольшим спросом пользуются вентиляторы.
"Жара сразу сказалась на продажах мелкой домашней техники. Это легко объяснимо: установка кондиционера — задача более длительная и дорогостоящая, большинство покупателей пока не готовы позволить себе такую покупку, тем более что погода в Петербурге — дело весьма непостоянное. А вентилятор — это всегда быстрое решение. Так что продажи недорогих напольных вентиляторов действительно выросли в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и на 70% по сравнению с июнем", — говорит Андрей Банников.
Кроме того, вырос спрос на домашнюю технику, например, на 7% — на кухонные устройства с функциями приготовления мороженого и йогурта, соковыжималки и т. д.
Как отмечают эксперты, жаркое лето предопределило и другой тренд: большинство покупателей в такую погоду предпочитает заказывать товары на сайте с доставкой на дом.
В 2017 году оборот розничной торговли в Петербурге составил 1,32 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,9% больше, чем в 2016 году. В прошлом году доля продуктов питания (включая напитки и табачные изделия) в общем обороте розничной торговли уменьшилась на 4,9%.