Председатель правления банка "Уралсиб" в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о пользе рейтинга, необходимости диверсифицировать риски и перспективах рынка ипотечного кредитования.
Агентство "АКРА" присвоило банку "Уралсиб" рейтинг "BBB-". Что это дает банку?
— Национальный рейтинг дает банку дополнительные возможности для расширения бизнеса. Например, наличие рейтинга от российского агентства является одним из ключевых условий для работы с банковскими гарантиями по госконтрактам в рамках 44-ФЗ. Также он требуется во взаимодействии с госкомпаниями и корпорациями.
Если мы говорим о 44-ФЗ, то о каких объемах идет речь?
— До конца года мы рассчитываем на объем в несколько миллиардов рублей, а впоследствии — несколько десятков миллиардов.
Читайте также:
Банки
Банк "Уралсиб" вторгается на рынок гарантий
Можно ли считать присвоение рейтинга показателем успешности процедуры финансового оздоровления, в которой находится банк?
— Мы признательны АКРА за оценку нашей деятельности. Отмечу, кстати, что за последние 2 года международные рейтинговые агентства также неоднократно подтверждали или повышали наши рейтинги. И рейтинг от АКРА — это еще одно подтверждение того, что работа, которую мы проводили на протяжении последних 2,5 года, была результативной и эффективной. Об этом говорят и показатели банка. С момента запуска процедуры финансового оздоровления объем активов "Уралсиба" увеличился в 1,5 раза и по итогам 6 месяцев 2018 года составил 504 млрд рублей. Начиная с 2016 года банк показывал положительный финансовый результат, и сегодня мы входим в топ-15 самых прибыльных банков. Собственные средства (капитал) банка по РСБУ за это время увеличились на 24 млрд рублей и достигли 49 млрд.
На каких принципах базируется стратегия банка на данный момент?
— Мы придерживаемся сбалансированной стратегии. Один из ключевых принципов — диверсификация бизнеса. Это одно из условий финансового оздоровления, обеспечивающее устойчивость банков с точки зрения возможных рисков. У нас есть ограничения по концентрации рисков. Это заложено в политике, которая утверждена наблюдательным советом. Сегодня наши основные клиенты — розничный сегмент, а также малый и средний бизнес, мы не сосредоточены в сегментах крупных корпоративных клиентов или Private, потери в которых могли бы негативно повлиять на кредитный портфель в целом.
Как вы планируете развивать бизнес в ближайшее время? Планируете ли, например, больше внимания уделить строительной отрасли, ведь после изменений в законодательстве о долевом строительстве значительно возрастает роль банков.
— Конечно, строители занимают определенную долю в нашем портфеле, на сегодня она около 20%. Однако мы не ставим перед собой цели добиться каких-либо рекордов по доходности в годовом горизонте — мы делаем ставку на устойчивую эффективность. Поскольку банк находится в процедуре финансового оздоровления, то мы не можем себе позволить слишком рисковую стратегию, которая поставит весь этот позитивный процесс под угрозу. Мы будем стараться избегать слишком волатильных сегментов бизнеса — даже несмотря на то, что они потенциально сулят повышенную прибыль, однако это совершенно не означает, что строительная отрасль целиком выпадет из сферы интересов банка. Мы постараемся индивидуально подходить к каждому клиенту и индивидуально рассматривать потребности каждого потенциального партнера.
В розничном сегменте последние годы драйвером роста была ипотека. Не считаете ли вы, что в этой сфере возникает пузырь?
— Я думаю, что опасности пузыря сейчас нет. Ключевая ставка снижается уже не так активно — в начале года мы ожидали, что к концу 2018 года ставка будет 6-6,5%, сейчас самый оптимистичный сценарий — 6,75%. То есть ставки у банков если и будут снижаться, то уже не так быстро и существенно, а темпы роста ипотеки будут замедляться. Зависимость здесь прямая: чем ниже ставки, тем ниже ежемесячный платеж, а значит — большее количество людей готовы взять кредит.
Аналогичная тенденция и в нашем банке. В 2016-2017 годах наши темпы роста ипотеки были выше рынка. С начала этого года рост портфеля происходит темпами ниже общерыночных. Связано это с тем, что мы диверсифицируем наши риски, уходя в другие продукты, которые обеспечивают высокую маржинальность и имеют приемлемый рисковый профиль.
Сейчас нам не страшно быть впереди или позади кого-то — нам нужно понимать, что та модель, которую мы используем, устойчива. И пока мы видим, что она устойчиво эффективна, мы будем ей следовать.