Биткоину пока не разрешили создать ETF–фонды. В Иране для обхода санкций создают государственную криптовалюту. А в Петербурге в сфере криптоэкономики падают зарплаты, хотя пиарщикам платят до 400 тыс. рублей.
Неделя прошла, но биткоин смог удержать границу $8 тыс., даже несмотря на то, что Комиссия США по ценным бумагам (SEC) не выдала разрешение на выпуск новых дериватов — криптовалютных фондов ETF. Когда 26 июля американские финансовые власти отказали в создании нового инструмента, цена, конечно, упала. Но уже на границе $7800 появились крупные покупатели, вернув криптовалюту за психологическую границу. Вторая попытка обрушить биткоин состоялась вчера, 31 июля. На момент сдачи публикации цена опустилась до $7807, эфир стоил $433.
ETF is going on?
Криптовалютные фонды ETF для рынка важны принципиально, ведь считается, что тогда институциональные инвесторы (или денежные мешки Уолл–стрит — многие на это смотрят именно так) получат новый инструмент для вложений в биткоин. Фьючерсы они уже освоили, но они стоят дорого — 1, а то и 10 биткоинов, что ограничивает массовое применение. Отсюда — надежды на то, что после появления ETF на крипторынок хлынут деньги, а цена пойдет вверх.
И надежды эти пока что не померкли: проиграно сражение, но не война. На рынке принялись препарировать детали отказа, и выяснилось, что один из комиссаров SEC с решением не согласилась. Больше того, она назвала биткоин достаточно зрелым и даже достаточно регулируемым инструментом. Ситуация принципиально новая — примерно год назад биткоину отказывали в ETF без всяких сантиментов, и, кстати, это не помешало ценам к концу года взлететь.
Инвесткомпании полны решимости продолжать борьбу. Следующий раунд, видимо, в сентябре. "Это очень мощная волна, обусловленная спросом институциональных инвесторов и массовым признанием биткоина. Я думаю, ждать придется недолго, думаю, до появления ETF на рынке осталось всего несколько месяцев", — заявил в интервью CNBC глава венчурной компании Fatfish Group Кин Вай Лау.
Впрочем, нашлись и критики. О переоценке ETF неожиданно заявил основатель эфира Виталик Бутерин: "Я думаю, что ETF привлекают слишком много внимания. При этом недостаточно внимания уделяется тому, чтобы люди могли в магазинчике на углу запросто по карте купить что–то на $5–100 в криптовалютах. Первое хорошо подходит, чтобы подбросить цену, но второе гораздо важнее для реального внедрения технологии", — написал он в "Твиттер".
Биткоин на госслужбе
Пока одни размышляют о потребительском рынке, другие находят криптовалютам применение в государственных масштабах. Иран на неделе подтвердил слухи о выпуске собственной криптовалюты, даже несмотря на то, что еще в апреле местный Центробанк запретил финансовым организациям сделки в цифровых монетах. Разгадка проста: с помощью крипты страна будет вести международные расчеты и таким образом надеется обойти санкции США. Пионером этого подхода стала Венесуэла, выпустившая — по слухам, не без российской помощи — свою криптовалюту Petro. Но там идея упала на неблагодатную почву гиперинфляции. И хотя Petro обещали привязку к нефти, с изначальных $60 он быстро скатился до $12,5. Тем не менее сама идея, что рассчитываться в стране можно и в криптовалюте, прижилась в головах у населения, и теперь биткоины в некоторых магазинах даже вытеснили боливар. Обычно в условиях гиперинфляции происходит долларизация экономики, как, например, в Зимбабве, но в Венесуэле доступ к американской валюте крайне ограничен, так что в ход пошли именно цифровые активы. И есть эксперты, которые всерьез считают, что без крипты режим Мадуро уже бы рухнул.
Такого рода новости, не слишком яркие, но скорее позитивные по своей сути, будут и дальше поддерживать рынок, считает криптоинвестор, член Bitcoin Foundation Александр Китченко. "Я думаю, на рынок "медведи" не вернутся по одной простой причине — росту сейчас будут способствовать манипулятивные новости типа той, что Facebook вновь разрешил рекламу криптовалют. Сейчас стало меньше негатива про криптовалюты, на рынок снова начинают заходить люди не слишком опытные, что подогревает цену", — считает эксперт.
Взгляд технических аналитиков более пессимистичный. "Если до полуночи среды цена не сможет закрепиться выше $8300, нас ждет очередной обвал BTC. Только на этот раз уже можем не вернуться за $8 тыс.", — написал аналитик "Альпари" Владислав Антонов. О предчувствии жестокого обвала ранее говорил и CEO трейдинговой платформы BitMEX Артур Хайес: "Я бы хотел посмотреть, как мы протестируем уровень $5 тыс., чтобы доказать, что это действительно дно рынка. Если удержать его удастся, есть все шансы на ралли до $50 тыс. до конца года".
Доплаты "за неудобства"
Позитивный настрой пока обходит стороной рынок труда, связанного с криптовалютами. По данным Head Hunter, зарплаты в этой сфере за последние полгода упали в целом по стране на 40%, в Петербурге — на 25%. Однако даже после этого суммы выглядят фантастически. Так, разработчику ПО на блокчейне готовы платить до 300 тыс. рублей в месяц, аналитикам по ценным бумагам, юристам и менеджерам проектов — по 100 тыс. Но самые большие зарплаты в пиаре — до 400 тыс. рублей.
Участники криптовалютного рынка полагают, что такие крупные деньги могли привлекать рекламные агентства, а не рядовые пиар–менеджеры. "У моих знакомых зарплата максимум 180. А вот агентствам платят очень много денег. Неизвестным проектам приходится много тратить на размещение материалов в СМИ. Если у пиарщика много связей, он реально экономит бюджет", — рассказал "ДП" пиар–менеджер одной из компаний в этой сфере.
"Грубо говоря, они платят за неудобства. За то, что ты приходишь в компанию, в которой, с достаточно большой долей вероятности, уже скоро работать не будешь, — объясняет член совета гильдии маркетологов Анастасия Птуха. — Но зарплаты пиарщиков в криптоиндустрии будут оставаться высокими, потому что, с одной стороны, это способ заманить хороших специалистов, а с другой — там сейчас реально крутятся сумасшедшие деньги".
Кстати, пиарщики в криптопроектах служат еще и важным маркером для инвесторов. Профессионалы рынка рассуждают так: чем больше маркетологов — тем выше шанс, что проект обречен и принесет только убытки.