Экономия бюджетных денег на строительстве дорог перерастает в нечто вроде рейдерского захвата трасс частными "эксплуатационниками".
Когда–то, еще буквально лет пятнадцать назад, одной из важнейших задач властям виделся вывод транзитного движения из городов и крупных селений, исторически оказавшихся на федеральных автомобильных трассах. По этой причине обходы появились вокруг Гатчины, Тосно, Луги, Выборга. Жители вздыхали с облегчением, когда центральные улицы освобождались от пробок и фур, стучащих как непрекращающиеся раскаты грома. Многие помнят, как при въезде в Гатчину даже висели объявления–острастки для транзитчиков.
Но, кажется, эти времена постепенно уходят в прошлое. Теперь Росавтодор перевернул смысл объездов с ног на голову, делая их платными.
Недавно я ездил в Черноземье. Традиционно основной путь туда — автодорога "Дон", она же М4. Но, когда я попросил навигатор построить маршрут без заезда на платные шоссе, он предложил мне направиться через Каширу и Данков, без использования "Дона" вовсе. Стоило убрать "платную" галочку, как маршрут полностью перемещался на "Дон". Стало интересно, какая же она — каширско–данковская альтернатива? Оказалось, что состоит она из продолжительных лесных участков, похожих на подъезд к садоводствам, почти не используемых дорог местного значения с разбитым асфальтом и немного из федеральной трассы неплохого качества под названием "Каспий".
Несмотря на установленное законом требование о наличии бесплатного альтернативного маршрута, между Каширой и Узловой его толком нет: там в коммерческую превратили старую добрую дорогу "Дон". Надо ли говорить, что в других местах альтернативный маршрут проходит исключительно через населенные пункты (а там из–за этого в производственных масштабах брошены лежачие полицейские — например, в селе Конь–Колодезь их аж два десятка)?
Вот адрес поближе. В 1994 году была построена дорога "Скандинавия". Жители огромного количества поселков Выборгского района Ленобласти благодарят за это решение, ведь иначе весь транспорт шел бы через них. Но чиновники постоянно намекают, что после идущей сейчас реконструкции "Скандинавии" она может стать платной и поток вернется на старую трассу Выборгского шоссе.
Понятно, что государство должно создавать условия для развития бизнеса (и бизнес на управлении дорогами не исключение). Но позвольте: этот бизнес не должен превращаться в рейдерский захват!
Нет, конечно, платные дороги имеют право на существование. Есть стопроцентно удачный пример — ЗСД. Дорога создана с нуля, альтернативных маршрутов много, при строительстве магистрали не ухудшили существовавшую до ее появления улично–дорожную сеть Петербурга, оператор действительно предлагает водителям услуги, которых раньше не было.
Но вот назван новый проект — концессионное соглашение на строительство путепроводов над железными дорогами Петербурга, чтобы водителям не пришлось, как сейчас, по полчаса стоять перед закрытыми переездами и ждать пролета "Сапсанов". И это уже другое: сперва условия делают невыносимыми (почему вопрос с путепроводами не решился до запуска "Сапсанов"?), а потом говорят: зато теперь вы сможете проехать с комфортом, но за деньги.
Того и гляди Смольный совсем распояшется и начнет все необходимые городу путепроводы (которые и так появляются со скрипом с помощью разных чемпионатов по футболу и саммитов) сооружать за счет инвесторов с правом неограниченной платной эксплуатации.
Мы уже привыкли, что государственные функционеры занимаются не решением проблем, а изобретением способов получения денег из воздуха. И платные стоянки в центре Петербурга тому яркое доказательство (для разгрузки центра существует куча других способов, в том числе ограничение времени парковки, сокращение мест для стоянки). Развитие возмездного проезда по дорогам, если не считать ЗСД, тоже все больше напоминает дополнительную возможность нажиться на людях.
Выглядело бы иначе, если бы платные дороги строились с нуля, не заставляли бы для экономии ехать через города и деревни, не заменяли бы собой необходимые бесплатные проекты, а если бы и заменяли, то с последующим возмещением затрат на строительство из бюджета, а не из кармана водителей и с четко прописанным сроком передачи объекта государству после платной эксплуатации.