ОСК проиграла Невскому ССЗ в конкурсе на поставку паромов на Сахалин за 5 млрд рублей. Входящие в корпорацию верфи возмущены критериями оценки.
На днях ООО "Невской судостроительно–судоремонтный завод" выиграло конкурс на строительство двух грузопассажирских судов проекта PV22 по заказу АО "Сахалинлизингфлот" (принадлежит администрации области). Стоимость судов составила 4,7 млрд рублей — на 100 млн ниже начальной цены закупки. Теперь Невскому ССЗ предстоит построить паромы до конца 2020 года. Суда длиной 75 м будут курсировать между Сахалином и Курилами и вмещать 140 пассажиров, а также несколько автомобилей и контейнеров. Основной бенефициар завода — Владимир Касьяненко, партнер экс–главы Росморречфлота Виктора Олерского по компании "Инфотек–Балтика М". Крупных госзаказов Невский ССЗ не получал с 2015 года, но уже в этом году помимо паромов для Сахалина верфь будет строить еще один для Росморпорта за 3,6 млрд рублей.
Заметная потеря
В отраслевом сообществе активно обсуждают итоги этого конкурса. В нем, по мнению рынка, слишком много странностей. Заказчик отстранил от тендера двух участников из четырех, в том числе и государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), причем на основании пункта, который, по мнению представителя ОСК, мог появиться в документации после первой ее публикации.
Всего за 2017 год верфи ОСК сдали 11 гражданских судов, которые принесли госкомпании выручку 34 млрд рублей. Поэтому проигрыш в конкурсе почти на 5 млрд рублей, по всей видимости, заметная потеря для корпорации, тем более в условиях, когда перед ОСК стоит задача постоянно увеличивать долю гражданской продукции.
На участие в тендере помимо Невского ССЗ заявки подали АО "Окская судоверфь", ПАО "Завод Красное Сормово" и АО "ОСК". Однако комиссия отклонила заявки Окской судоверфи и ОСК.
В условиях конкурса указано, что претендент должен подтвердить, что его имени нет в реестре недобросовестных поставщиков. Такой декларации в пакете документов Окской судоверфи не было, и ее не пустили на конкурс — при этом верфь ни в какие черные списки не входит.
Также, похоже, запутались в конкурсной документации и юристы ОСК. По условиям конкурса претендент на участие должен был представить сертификат Российского морского регистра судоходства (РМРС).
В протоколе подведения итогов отмечено, что ОСК приложила сертификат, выданный ее "дочке" — АО "Хабаровский судостроительный завод" (ХСЗ), где госкорпорация планировала строить суда для Сахалина. Но формально ХСЗ не был участником конкурса, и заявка была отклонена.
Поправили условия
"В первоначальной конкурсной документации не содержалось требования о наличии сертификата РМРС, оно, вероятно, появилось позднее. С точки зрения исполнения работ это требование звучит странно, так как непосредственный исполнитель обладает необходимым документом", — комментируют сложившуюся ситуацию представители ОСК. При этом они подчеркивают, что сейчас юристы корпорации анализируют ситуацию с правовой точки зрения, решение об обжаловании пока не принято.
"Данное заявление является надуманным и не соответствующим действительности. В этом можно легко убедиться, ознакомившись с редакцией документации «Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе», начиная с даты размещения извещения о закупке 17 мая 2018 по дату окончания открытого конкурса. В течении всего этого времени требование представить в составе заявки Свидетельство о признании предприятия, выданное участнику закупки Российским морским регистром судоходства не претерпело никаких изменений”, — возражает генеральный директор АО “Сахалинлизингфлот” Виктор Ярошенко.
В свою очередь, представители судостроительной отрасли, хорошо знакомые с особенностями работы ОСК, говорят, что ранее у корпорации уже был успешный опыт подачи заявок с разрешительной документацией только на фактического исполнителя заказа.
"ОСК — управляющая компания, она по сути ведет строительство судов своими "дочками". РМРС выдает сертификаты конкретному предприятию, которое прошло аудит и имеет необходимые производственные мощности. Не может же РМРС выдать свидетельство офису с клерками. Это отсечение по очень формальному признаку, притянутому за уши", — объясняет эксперт рынка судостроения.
Эксперты отрасли предполагают, что заказчик мог внести изменения в документацию, чтобы отстранить от конкурса ОСК. А корпорация, просчитывая риски, параллельно заявила и "Красное Сормово" (входит в ОСК) — как самостоятельного участника конкурса.
Не хватило опыта
В итоге к конкурсу вместе с Невским ССЗ было допущено как раз нижегородское "Красное Сормово", одно из крупнейших предприятий отрасли с выручкой 7 млрд рублей в прошлом году. Оно было готово сделать суда на 235 млн рублей дешевле, чем Невский ССЗ, и по критерию цены получило больше баллов.
Однако победа все же досталась шлиссельбургскому заводу из–за другого критерия — квалификации. Она считалась исходя из количества построенных за последние 5 лет судов ледового класса (не ниже Arc4) и с мощностью двигателей от 3600 кВт. "Красное Сормово" в заявке указало, что построило 32 таких судна — в 10 раз больше, чем Невский ССЗ. Но нижегородская верфь не представила копии документов, подтверждающих опыт, и получила ноль баллов.
"Различные выражения сомнений относительно способности "Красного Сормова" строить суда класса выше заявленного мы оставляем без комментариев. Техническим специалистам здесь все понятно. И мы уважаем добрую волю организатора закупки, признавшего победителем участника с максимальной ценой", — заявили представители "Красного Сормово".
“Наша организация была максимально заинтересована в участии в открытом конкурсе крупнейших судостроительных предприятий, что означало бы возможность выбрать предложение, наиболее полно отвечающее нашей задаче – качественно и в установленные сроки построить указанные суда. При этом действующее законодательство предусматривает установление требований к участникам конкурса в конкурсной документации. Несоответствие этим требованиям является безусловным основанием для членов конкурсной комиссии отказать в допуске к участию в конкурсе”, — парирует Виктор Ярошенко