14:0215 августа 201814:02
861просмотров
14:0215 августа 2018
Нужно отделить разговоры о нехватке квалифицированных специалистов от того, что сегодня реально происходит на рынке труда. Даже опытный профессионал не всегда может найти работу. Допустим, мы заявили, что у нас нет грамотных врачей. Тогда нарисуем портрет такого доктора. Этот специалист огромную часть своего времени тратит на обучение, в том числе на стажировки и повышение квалификации. Но, когда мы посмотрим на реальную зарплату среднестатистического врача, мы увидим, что у него нет времени учиться. Он вынужден выходить на работу сверхурочно, брать дополнительную нагрузку.
Скорее всего, в скором будущем образование будет разделяться. Если человек в сознательном возрасте считает, что ему образование не нужно, что теоретическая физика или высшая математика никогда ему не понадобятся и он будет простым операционистом, он вполне может ограничить себя в этом. Таким образом, обучение профессии отойдет корпоративным университетам, когда работодатель будет прямо приглашать абитуриентов к себе. А фундаментальное образование станет элитарным. Вузы будут готовить людей, которые проектируют системы, а корпорации — людей для обслуживания этих систем. Это дистопический сценарий, потому что университет в первую очередь производит социальные блага: ответственных, думающих людей, которые способны принимать решения, у которых есть критическое мышление. Мы ведь зачастую считаем, что в университет люди приходят за знаниями, но это не всегда так. В первую очередь университет несет социальные функции. Человек с высшим образованием имеет более высокую социальную иерархию, чем без него.
Раньше поступить в престижные московские или ленинградские вузы для обычных людей, особенно из регионов, было очень тяжело. Единый экзамен эту ситуацию упростил. К тому же университеты и сами стали куда более открытыми. 10 лет назад мы вряд ли могли предположить, что топовые университеты будут выкладывать в открытый доступ свои лекции. А сейчас в вузах, которые располагают необходимой технической базой, эту практику широко внедрили, в том числе посредством создания онлайн–курсов. Поэтому, конечно, высшее образование стало доступнее. Университеты стараются увеличить наборы. Даже там, где госзадание не позволяет взять больше студентов, вузы сами создают бюджетные места. Существенно выросла преподавательская конкуренция за позиции в ведущих вузах. А постепенное внедрение западного принципа publish or perish и утрата монополии на трансляцию знаний подтолкнули многих преподавателей к творческому поиску: у нынешнего студента есть выбор источника информации. Нельзя не отметить и развитие академической мобильности — у преподавателей теперь есть возможность съездить на стажировки в зарубежные вузы, ассистировать или преподавать там и вернуться с наработанным новым опытом в новой среде. Мы, говоря в терминах знаменитой статьи Михаила Соколова и Кирилла Титаева, отчасти перестаем быть туземцами научного мира.
Николай Токарев, заместитель директора центра новых образовательных технологий СПбГЭТУ
"ЛЭТИ"