Павел Алексеев, владелец компании "ТК Базис Строй", сдает в аренду спецтехнику для строительных работ в Петербурге и Ленобласти. Наличие спецмашин позволило ему найти заказчиков в самых разных секторах строительного рынка. Оборот бизнеса в прошлом году составил около 40 млн рублей.
Прежде чем найти идею для своего бизнеса, Павел проработал наемным сотрудником 7,5 года. "В какой–то момент мне надоело быть монтажником наружной телефонии, и я понял, что надо искать пути развития, — вспоминает он. — Так я попал в стройку: 5 лет работал сначала прорабом, потом начальником участка и главным инженером".
В 2012 году молодой человек зарегистрировал юрлицо, купил за 2 млн рублей старый гусеничный экскаватор и начал сдавать его в аренду. Инвестором новой компании выступила мама, которая в это время закрыла собственное дело (кафе и магазин).
Кадры, стройка и перевозки
"За время работы в стройке я узнал экономическую составляющую этого бизнеса, понял, какие ошибки обычно допускает руководство, и решил, что могу заниматься этим самостоятельно", — говорит Павел. Впрочем, собственных ошибок избежать не удалось. Дефицит кадров, способных работать с техникой, и неумение начинающего предпринимателя определять своих и чужих среди потенциальных сотрудников сделали свое дело.
"Я нанял экскаваторщика и механика и не сразу понял, что они меня обманывают, — признается Павел. — Они сливали солярку и ломали машину, чтобы не работать. Так я на собственном опыте понял, что кадры решают все".
Сейчас в компании работают 16 специалистов, которыми Павел очень дорожит. Это менеджеры, водители, механики и экскаваторщики.
В 2014 году компании удалось получить стройподряд на земляные работы: заказчик искал не только спецтехнику в аренду, но и исполнителя самих работ. "Это был наш способ зайти на строительный рынок. Деньги, заработанные на нем, мы вкладывали в покупку новой техники", — объясняет предприниматель. Сейчас парк "ТК Базис Строй" насчитывает 12 машин — это экскаваторы и тралы.
В этом же году компания начала предлагать еще один вид услуг — перевозку крупногабаритных грузов. Павел проанализировал опыт работы с логистическими компаниями, отвечающими за доставку его спецтехники с одного объекта на другой, и решил заняться этим делом самостоятельно.
"Сначала мы перевозили только спецтехнику, потом расширили ассортимент, —говорит молодой человек. — Например, мы уже доставляли бытовки, павильоны, буровые машины, двигатель от тепловоза, большой камень для закладки монастыря. Сейчас наш лимит груза —это вес 40 т, длина 9 м и высота 4,5 м".
Лизинг и предоплата
Первых клиентов пришлось добывать с помощью холодных звонков, интернет–продвижение заметного результата не давало. Основными заказчиками спецтехники в аренду выступают компании, прокладывающие сети, занимающиеся благоустройством и выполняющие некоторые виды строительных работ (например, разработку котлованов).
"Рынок маленький, все друг друга знают, клиенты в основном приходят благодаря рекомендациям, поэтому репутация играет большую роль", — подчеркивает предприниматель. Чтобы заработать имя, понадобилось 4 года. В первый год работы оборот компании составил не больше 5 млн рублей, в 2017 году он равнялся уже 40 млн рублей.
"Зимой все работают в долг, поэтому очень важно взять свое в сезон с мая по январь. Надо стараться работать по предоплате", — делится опытом бизнесмен.
Сейчас вход на рынок составляет 6 млн рублей. "Новую технику на старте покупать невыгодно: ходовые модели стоят по 9 млн рублей. Малому бизнесу, если брать их в лизинг, будет сложно заработать", — говорит Павел. По его словам, в 2014–2015 годах с рынка ушли 30% игроков.
"Объем рынка аренды спецтехники в России в 2017 году — 50 млрд рублей. Рынок заметно просел в кризис, сейчас он уже восстановился, но рост пока не показывает. Впрочем, сейчас лето, горячий сезон: спрос значительно превышает предложение. В городе 2 тыс. владельцев спецтехники, из них 500 компаний", — говорит Сергей Алексеев, соучредитель "Технопоиска".