Смузи вместо шавермы. Как открыть смузийную за пять шагов

Автор фото: Сергей Коньков
Предприниматель Иван Майский

Предприниматель Иван Майский 2 года назад открыл в центре Петербурга первую смузийную "Ешь Фреш". До него лакомство подавали только в кафе и ресторанах. К настоящему моменту оборот смузийной достиг 6 млн рублей. В планах у бизнесмена запустить франшизу и открыть новые точки в Петербурге и регионах.

В 2016 году экономист по профессии Иван Майский увлекся правильным питанием и стал готовить смузи — коктейль на основе соков или миндального молока с добавлением ягод, фруктов или овощей, а также проростков, зелени и пр. В домашних условиях делать его было неудобно. Приходилось тратить много времени на закупку продуктов, чистку, постоянно искать новые рецепты.

Первопроходцы

Специализированных заведений, где готовят смузи, на тот момент в Петербурге не было. Напиток подавали только в кафе и ресторанах в качестве десерта, постоянно заказывать смузи в таких заведениях было дорого. Иван Майский решил открыть смузийную и выбрал среднюю ценовую категорию. "Мы стали превопроходцами в Петербурге, — рассказывает предприниматель, — это оказалось не так просто, в сознании потребителя смузи ассоциировались то с соковыми коктейлями, то с оздоровительными чаями. Приходилось объяснять, рассказывать, популяризировать напиток".
Предприниматель решил назвать свое заведение "Ешь Фреш" и в июле 2016 года зарегистрировал ИП. Сегодня кафе занимает 30 м2, арендованных в одном из крупных павильонов на Сенном рынке. "Изначально планировали открыть заведение в пространстве "Этажи", — рассказывает предприниматель, — но по техническим причинам этого сделать не удалось. Тогда нашлось помещение, в котором раньше продавали шаверму, сделали в нем капитальный ремонт".
Расходы на открытие "Ешь Фреш" составили 700 тыс. рублей. Первое время в смузийную приходилось постоянно вкладывать деньги дополнительно, в основном в оборудование. "Пришлось его поменять, потому что купленное первоначально не совсем подошло", — говорит бизнесмен и советует начинающим предпринимателям с большим вниманием отнестись к закупкам всего технического оснащения.
Вернуть потраченные деньги удалось через год. Эксперты считают это очень хорошим сроком возврата инвестиций.

Вышли на 10 клиентов

Меню для смузийной разрабатывали индивидуально, совместно с диетологом и шеф–поваром. Сегодня в меню около 50 позиций: 15 фруктовых и ягодных композиций и 15 овощных, а также десерты, снеки.
Через 12 месяцев после открытия "Ешь Фреш", стали осуществлять доставку смузи по городу через интернет–магазин.
Годовой оборот "Ешь Фреш" достиг 6 млн рублей, средний чек заведения составляет 350 рублей и включает в себя не только смузи–напиток, но и вторую–третью позицию, а количество клиентов, которых обслуживают в кафе за час, составляет примерно 10 человек.
Достичь подобного трафика невозможно без продвижения, считают эксперты.
"Мы активно заказываем ролики у блогеров еды в "Инстаграме", также сотрудничаем с партнерами", — сообщает Иван Майский. В среднем на рекламу уходит до 5% оборота.
В ближайшее время в планах запуск собственной франшизы и открытие несколько новых точек "Ешь Фреш" по Петербургу.

История и рынок

Смузи придумали с еще в 30–х годах ХХ века в Калифорнии, но напиток стал очень популярным в США только в конце 1960–х годов, когда его начали продавать магазины здорового питания.
В 1990–х и 2000–х годах смузи появились и в обычных кафе, ресторанах и кофейнях, а также в бутылках в супермаркетах по всему миру.
Основными конкурентами "Ешь Фреш" в Петербурге являются кафе "Смузи Мама", смузи–бар Organica, фреш–бар Vita Juice, открывшиеся в последние год–полтора.
Помимо того, напиток можно попробовать в вегетарианских кафе "Укроп", "Легко", "Прекрасная зеленая", а также в Kroo cafe, "Энди кофе", сети ресторанов "Счастье".
"На данный момент рынок смузи активно развивается. Конкуренция растет: если в прошлом году в Петербурге было две–три смузийные, то сейчас их примерно шесть. Думаю, рост популярности напитка связан с модой, идущей с Запада, — рассуждает совладелец кафе "Смузи Мама" Борис Мещеряков, — но этот продукт сезонный. Летом продажи выше, чем в холодное время года. Поэтому в нашем кафе есть варианты горячего смузи, как раз для зимы".