Перед 1 сентября "ДП" изучил рынок дополнительного образования: его объем в Петербурге составляет 73 млрд рублей, а 9 из 10 игроков работают без лицензии.
В этом году в школы Петербурга пойдут 487 тыс. учеников, в том числе 58,5 тыс. первоклассников. Такие цифры на днях привела глава комитета по образованию Жанна Воробьева. По данным статистики, половина учеников кроме школы будут посещать всевозможные спортивные секции и центры дополнительного образования. Однако большинство игроков этого рынка не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.
Лицензия нужна не всем
Рынок дополнительного образования привлекает новичков значительным объемом средств. На детях, а уж тем более на их образовании, родители не экономят. По расчетам Discovery Research Group (DRG), объем рынка образовательных и развивающих услуг в России составляет 853,6 млрд рублей, в Петербурге — 72,7 млрд рублей. Более 60% этого объема приходится на разнообразное дополнительное образование для детей школьного возраста. При этом неясно, какая часть рынка находится в серой зоне. Так, в 2017 году в России насчитывалось 12,3 тыс. образовательных учреждений, но в этих расчетах специалисты DRG не учли теневые услуги. По данным "2ГИС", в одном только Петербурге более 3,3 тыс. центров развития детей, спортивных секций и детских языковых курсов.
Лицензию на образовательную деятельность получает примерно каждая 10–я организация. Справедливости ради стоит отметить, что большинство родителей обращают внимание на наличие лицензии обычно в двух случаях: если планируют получать налоговый вычет или хотят оплачивать занятия ребенка из средств материнского капитала. Остальные больше интересуются личностью учителя и условиями, в которых будет заниматься ребенок.
"Мы работаем без лицензии, как и многие другие кружки и секции, например танцев или карате. Но возможность оказания досуговых услуг без лицензии предусмотрена законом", — говорит Антон Сергеев, основатель школы танцев "Дети на паркете".
Он напоминает, что одно из условий получения этого документа — наличие помещения, а если секция работает на базе частного детского садика, то в случае смены партнера снова потребуется получать разрешение.
Но и наличие лицензии не гарантирует добросовестности школы. Например, одна из языковых школ, которая планировала обучать по методу "Speak Up" неожиданно закрылась этим летом, что для большинства ее учеников обернулось проблемами с банками. Дело в том, что школа работала по полной предоплате и часть учеников брали кредит, чтобы оплатить обучение. Хотя занятия прекратились, необходимость гасить кредит не исчезла.
Совмещает со школой
На рынке дополнительного образования практически отсутствует порог входа, и отсюда все проблемы, говорят участники рынка. Объявить себя образовательным учреждением может практически любой человек с улицы. Расходы складываются из затрат на аренду помещения и фонда оплаты труда учителей. Эти же факторы влияют на ежегодное повышение стоимости обучения, которое в среднем составляет 10%, по данным участников рынка.
Как правило, для преподавателей курсы по дополнительному образованию — это работа после уроков в школе. Например, большинство тренеров спортшколы "Футболика" днем работают учителями физкультуры в общеобразовательных учреждениях или других местах. Брать специалистов на полный день невыгодно, объясняют владельцы детских центров: днем дети находятся в школе, и пиковый спрос на услуги образовательных центров — именно вечером.
Средний уровень заработной платы в сфере науки и образования в Петербурге в июне–августе на hh.ru составил 36,5 тыс. рублей. В большей части вакансий (60%) указан доход от 20 тыс. рублей, от 55 тыс. рублей предлагают 21% работодателей, более высокий доход — от 70 тыс. рублей и выше — был указан в 14% вакансий. Спрос на таких специалистов сезонный, однако в этом году он рос относительно прошлого года, отмечают аналитики hh.ru. Накануне начала учебного года число вакансий в сфере науки и образования в Петербурге в июле выросло на 38% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Соискательская активность тоже растет: так, в июле год к году число резюме увеличилось на 28%.
Больше всего вакансий летом было открыто для преподавателей (56%), специалистов, связанных с языками (31%), гуманитарными науками (22%), информатикой и математикой (по 11%), инженерными науками (9%), экономикой и менеджментом, биотехнологиями (по 6%).
Отметим, что репетиторство уходит в прошлое, учителя все чаще предпочитают работу в образовательном центре: им неудобно вести занятия у себя дома, а ученики живут не всегда рядом, рассказывают на курсах "101 балл".
В борьбе за время
Как отмечают в DSG со ссылкой на данные ВЦИОМ, в 2015 году больше половины (54,5%) детей никогда не посещали дополнительные занятия, однако со временем число таких школьников сокращается — так, в 2017 году только 46% (15,2 млн детей) не посещали развивающие и образовательные занятия помимо детских садов и школ. Основная мотивация родителей, которые отдают детей в центры дополнительного образования, — это стремление всесторонне развить ребенка. Впрочем, для старшей возрастной группы включается еще фактор подготовки к получению высшего образования. По данным опроса ВЦИОМ, объем школьных знаний для успешной сдачи ЕГЭ больше половины россиян (54%) полагают недостаточным, они считают необходимым брать дополнительные занятия с репетитором, ходить на курсы ради поступления в вуз.
Представители частных школ и развивающих центров отмечают, что, как правило, их ученики живут по очень напряженному графику: если родитель решает дать ребенку дополнительное образование, то речь идет сразу о нескольких его видах. По этой причине главная конкуренция разворачивается не за кошелек родителей, а за время ребенка, и в этой борьбе участвуют все: и спортивные секции, и школы творческого развития, и частные репетиторы.
“
Спрос на наши услуги стабильно высокий, но в этом году сборная России хорошо выступила на чемпионате мира, и это подстегнуло интерес. Большинство родителей — 80% — отдают детей на футбол ради общего спортивного развития. Проблема фирм–однодневок существует. Легкий выход на рынок ведет к тому, что некоторые оказывают не очень качественные услуги. Родители не обращают внимания на лицензии или опыт тренеров, ориентируются больше на эмоции. Многие даже уточняющие вопросы о квалификации тренеров и методике обучения не задают, хотя это прояснило бы уровень школы.
Станислав Озимов
основатель спортивной школы "Футболика"
“
Никаких сложностей для запуска этого бизнеса я не вижу, но в этом как раз и есть проблема: много новых курсов открывается каждый год, среди них основная масса — однодневки. Что касается нас, то мы заняли нишу премиум–курсов. Кризис не почувствовали, потому что продукт востребованный и не зависит от каких–либо экономических условий. Ведь очевидно, что родителям гораздо выгоднее повысить шансы ребенка на поступление в высшее учебное заведение, чем оплачивать платное образование или ждать еще год.
Анастасия Панкина
основательница курсов по подготовке школьников "101 балл"
“
Количество студий и частных школ, желающих дать дополнительное музыкальное образование, ежегодно растет на 20–25% — открываются 10–15 новых мест, обучающих музыке. В Петербурге хорошие зарплаты по сравнению с глубинкой России, люди могут позволить себе заниматься культурным развитием своих детей, а не только обеспечением базовых потребностей. В городах с населением менее 1 млн человек вести подобный бизнес гораздо сложнее.
Дарья Мельниченко
соучредитель и директор музыкальной школы "Виртуозы"