В первом полугодии объемы морской перевалки нефти неуклонно падали, а уголь и удобрения тянули общий грузооборот в плюс. Летом тренд изменился на противоположный. Такое положение дел сохранится до конца года.
По данным Ассоциации морских торговых портов, общий объем перевалки грузов в российских портах с января по июль составил 141,3 млн т. При этом к концу лета в структуре грузооборота российских терминалов на Балтике произошли существенные изменения.
Груз ушел на каникулы
После роста объемов перевалки угля и кокса в первой половине года показатели по данному виду груза стали снижаться. Только "Ростерминалуголь" (Усть–Луга) потерял около 2 млн т — по состоянию на 1 сентября терминал обработал 14 млн т против 16 млн т за 8 месяцев 2017 года.
Виной тому могут быть начатые в июле работы по замене оборудования. Ожидается, что ввод в эксплуатацию нового вагоноопрокидывателя в конце 2018 года увеличит эффективность работы порта, однако до этого момента объемы перевалки будут меньше прошлогодних в среднем на 12%.
Пока грузы с "Ростерминалугля" ищут для себя другие гавани. По данным ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", в июле на 56 тыс. т выросла перевалка угля в Высоцке, а 35,1 тыс. т было обработано в Петербурге, притом что в прошлом году уголь здесь не перегружали. На фоне спада в Усть–Луге ощутимо выросла перевалка угля в Риге — на 900 тыс. т за 8 месяцев.
Статистика также показывает сокращение перевалки удобрений, притом что в первом полугодии цифры были стабильны. Тенденция наблюдается и в петербургском порту, и в Усть–Луге — минус 184,1 тыс. т и 53 тыс. т соответственно.
Основные грузовладельцы, отправляющие свою продукцию на экспорт через порты Северо–Запада, "Уралкалий" (владеет Балтийским балкерным терминалом) и "Фосагро" (управляет терминалом в Усть–Луге), изменения в динамике не объяснили. Эксперты считают основной причиной изменение логистики.
По перевалке контейнеров темпы роста снизились (см. график), но такой способ грузоперевозок по–прежнему является наиболее перспективным для портов Северо–Запада.
Сейчас контейнеры в основном обрабатываются в Петербурге, надежды на Усть–Лугу пока не оправдываются.
Рубль вам в помощь
Увеличились показатели перевалки генеральных грузов, в частности черных и цветных металлов.
За июль рост составил в среднем 40–50%. Основной стивидор, работающий с такими грузами, Морской порт Санкт–Петербург, объясняет тренд санкционной политикой некоторых западных стран, в результате чего экспортные потоки переориентируются в Юго–Восточную Азию.
"С возросшей популярностью рынков Азии поставщикам приходится расширять линейку предлагаемых грузов. У нас она увеличилась практически вдвое, до 10 позиций", — рассказал "ДП" глава АО "Морской порт Санкт–Петербург" Владислав Жуков. Также на его терминале растет перевалка металлолома.
Хороший рост показывает перевалка лесных грузов. Причина этого — высокий спрос на иностранных рынках.
Однако в концу года темпы роста могут сократиться, считает генеральный директор ООО "Мется Свирь" Вячеслав Канатов. "При этом возрастет спрос на биотопливо. К осени потребность в нем всегда растет. Даже летом, вне сезона, потребность была чрезвычайно высокой, а в дальнейшем этот сегмент увеличится еще сильнее", — прогнозирует он.
Из–за изменения логистики и роста привлекательности экспорта впервые за год наливной порт Приморск смог показать месячный рост объема перевалки.
В июне–июле перевалка нефти вышла на уровень прошлого года, а нефтепродуктов даже выросла на 300 тыс. т (за июль). Однако в целом динамика грузооборота порта за год остается отрицательной.
Есть куда расти
В Приморске рядом с наливным портом реализуется крупный проект "Приморский универсальный перегрузочный комплекс" (УПК), предполагающий создание "в чистом поле" транспортного узла, который поспорит за лидерство с Усть–Лугой. Инвестиции планируются на уровне 77 млрд рублей.
В феврале у Приморского УПК сменилась структура владельцев. Долю 30% получил офшор "Доломана Холдинг Лимитед". Столько же оставил за собой Рамис Дебердеев. Еще 40% поделили между собой пополам Владимир Даниленко, экс–глава Выборгского судостроительного завода, и Сергей Пупко, управляющий партнер в "Прайм Эдвайс".
Еще одна точка роста — два терминала по перевалке сжиженного природного газа под Высоцком.
Вдвое дороже — соседний проект "Газпрома".
“
Петербургскому порту необходимо диверсифицировать услуги. В условиях, когда дополнительный сервис получить невозможно или проблематично, приоритет отдается тем, кто готов удовлетворить потребность грузовладельца, например, по перетарке, маркировке и др. Тех, кто сегодня в Петербурге и Ленобласти способен предложить комплексное обслуживание, немного. Кроме того, необходимо развитие сервиса на стыке разных видов транспорта. В выигрыше оказываются те, кто обеспечивает не просто перевалку грузов в порту, но и постановку на железную дорогу, затарку вагонов.
Ирина Капитанова
заместитель генерального директора "Балтика–Транс"
“
Одним из наиболее активных сегментов транспортного рынка региона остаются контейнерные грузы. В первом полугодии прирост составил 12%, предполагаю, этот тренд сохранится до конца года. Рынок продолжает восстановление — с одной стороны, с другой — идет активный процесс контейнеризации грузов. Поэтому растут и импорт, и экспорт. Например, сегодня уже 80% экспортных контейнеров уходят с ПКТ и ПЛП гружеными. Пусть и не такой значительный, но есть потенциал роста также у угольных, минеральных, нефтяных грузов.
Брайан Битш
Коммерческий Директор Группы Global Ports