С начала осени компании начинают бронировать места для новогодних корпоративов. Исследователи корпоративного рынка утверждают, что праздничные банкеты и застолья уходят в прошлое и уступают место образовательным лекциям, мастер-классам и тимбилдингу.
Причин у таких тенденций две – мода на здоровый образ жизни и творческое обучение, а также экономия денег компании.
Построить коллектив
Компания SuperJob пришла к выводу, что работодатели все реже устраивают корпоративы. Согласно последнему опросу рекрутингового портала, более 43% работодателей указали, что последние 2-3 года они сократили бюджет компании на проведение корпоративных летних мероприятий.
Исследователи HeadHunter выяснили, что в 2017 году почти каждой третьей компании (32%) приходилось сокращать бюджет на организацию мероприятия из-за экономического кризиса. Также с 2014 года суммарные расходы на новогодние корпоративы снижались. В 2017 году чуть больше половины (51%) представителей бизнеса заявили, что планируют уложиться в 100 тыс. рублей, а еще 22% планировали потратить до 200 тыс. рублей на праздничные мероприятия для сотрудников. Также в марте этого года в HeadHunter опросили соискателей на предмет сокращения социальных пакетов в компаниях. Тогда большая часть респондентов отметила, что им сократили корпоративные мероприятия, – 57% и в 2016-м, и в 2017 году.
Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу, указывает при этом, что причина снижения популярности корпоративов лежит не столько в экономической ситуации, сколько в новой моде у сотрудников кадровых служб и HR-специалистов на построение отношений в коллективе при помощи пропаганды ЗОЖ и образования, а не с помощью праздников.
"Тренд на программы well-being в нашей стране пока только набирает обороты. Постепенно работодатели начинают приходить к пониманию, что иногда стоит смещать фокус с увеличения работоспособности на интересы людей. Сейчас бизнес ориентирован на сокращение издержек и увеличение производительности труда, однако нужно думать и о профилактике выгорания и стрессов у сотрудников, – отметила эксперт. – Благополучие людей напрямую отражается на качестве работы с клиентами и партнерами, совместных коммуникациях и на предоставляемом сервисе, поэтому эффективнее всего работают комплексные программы, нацеленные на то, чтобы работники заботились о своем здоровье, развивали интерес к спорту и хобби, находили время на себя. Все более популярен формат мастер-классов и лекций. Сами сотрудники могут быть как лекторами, так и кураторами отдельных образовательных корпоративных проектов. Есть тренд и на популяризацию ЗОЖ. Например, в одной из петербургских компаний в рамках обширной программы комплексного благополучия сотрудников Be well сотрудники активно поддерживают проект "Худеем сообща", где коллеги вместе идут к одной цели".
Зависит от величины бизнеса
При этом представители рынка организации праздничных мероприятий, с которыми поговорил "ДП", утверждают, что общего падения спроса на свои услуги не наблюдают. Мария Борщева, основательница ивент-агентства "Простор", отмечает, что спрос на различного рода праздничные корпоративные застолья сохраняется, но крупные компании все больше уходят к тенденции тимбилдинга и образовательных мероприятий. По ее словам, организация самого недорогого корпоратива у "Простора" стоила 250 тыс. рублей без учета НДС, самое дорогостоящее мероприятие обошлось заказчику в 21 млн рублей.
"Средние и малые компании все равно предпочитают формат праздничного фуршета или банкета. Это все еще считается хорошим способом укрепления коллектива и демонстрации внимания со стороны начальства. Это касается не только праздничных корпоративов, но и премий и конференций. Зачастую они заканчиваются застольем", – рассказала она.
По ее словам, самой большой статьей расходов на любом корпоративе остаются еда и напитки, на втором месте находятся либо техническое обеспечение мероприятия, либо оплата выступлений артистов и ведущих.
"Есть компании, которые не боятся при любых экономических условиях тратить деньги на праздники. Единственная проблема, по которой кажется, что идет сокращение бюджета, – это инфляция и общий рост цен", – считает она.
Руководитель компании "ТОП Рекрутинг" Инна Егорова отмечает, что разница в бюджете между корпоративом и организацией образовательного мероприятия для команды все же есть.
"По своему опыту собственника бизнеса могу сказать, что деньги хочется использовать как можно более эффективно. Обычный корпоратив приносит только неформальные отношения между членами команды, но как основа для командообразования выступать не может. Да и какое командообразование на фоне алкоголя?" – шутит она.
По наблюдению Егоровой, организация выездного образовательного мероприятия с проживанием для сотрудников обошлось ее компании примерно в 2 раза дешевле, чем праздничный корпоратив.
"Собственники компаний и топ-менеджеры считают, что если уж тратить два главных ресурса – время и деньги, то лучше максимально уделить внимание развитию сотрудников. У корпоративов большая статья расходов, тем более они часто организуются в преддверии праздников: аренда помещения, развлекательная программа, нужное количество столов, меню", – считает она.
При этом HR-эксперт отмечает, что руководством компании также движет не только желание экономить, но и просто разнообразить времяпрепровождение для команды.