В бой на датские мельницы. Siemens начнет собирать в Ленобласти ветряки для Enel и составит конкуренцию датчанам

Автор фото: Siemens

Германская Siemens начнет собирать ветряки для итальянской Enel в России. Завод из Ленобласти будет конкурировать с датской фабрикой Vestas.

Российская дочерняя компания немецкого концерна, ООО "Сименс Технологии Газовых Турбин", готовится начать на своем заводе в Ленобласти производство гондол для ветровых электростанций — верхнюю часть корпуса с турбиной. Сегодня, 5 сентября, соглашение о начале производства подпишут представители завода и ООО "Сименс Гамеса Реньюэбл Энерджи", дочерней компании одного из гигантов индустрии производства ветряков, немецко–испанской Siemens Gameza.
В Siemens AG детали договора не раскрывают. Источники в "Сименс Россия" уточнили, что на площадке в Ленобласти собираются выполнить заказ для ПАО "Энел Россия", дочерней компании итальянской Enel.
"Энел Россия" получила право на строительство двух ветропарков совокупной установленной мощностью 291 МВт, выиграв в 2017 году конкурс Минэнерго РФ на строительство объектов ветрогенерации.
Объемы заказа для Enel в Siemens обещают огласить только после подписания соглашения. В Enel называют общую сумму инвестиций в строительство российских ветроэлектростанций — 405 млн евро (около 32 млрд рублей). По оценке экспертов отрасли, Siemens может претендовать примерно на 12 млрд рублей из этой суммы.
ООО "Сименс Технологии Газовых Турбин" специализируется на производстве турбин для электростанций. Доля Siemens составляет 65%, а на 35% общество контролируется ПАО "Силовые машины" Алексея Мордашова. Компания показала 9,49 млрд рублей выручки за 2017 год.

Green Power по–русски

На 2020 год у Enel запланирован ввод в эксплуатацию ветропарка на 90 МВт под городом Азовом Ростовской области. На 2021–й — ветропарк 201 МВт под Мурманском. Разработкой и строительством двух ветропарков собирается заняться Enel Green Power, подразделение группы Enel, специализирующееся на возобновляемых источниках энергии. Нарушение сроков, согласно условиям конкурсов, карается штрафом около 250 млн рублей ежегодно.
Однако Минэнерго, говорят источники в отрасли, требует, чтобы электростанции строились из российских комплектующих. "У Минэнерго существует настоящая дорожная карта, по которой, например, производство лопастей, башен и гондол для ветряков должно быть локализовано в 2019 году на 65%", — рассказывает источник.
В Enel рассчитывают именно на Siemens в процессе локализации производства не только гондол, но лопастей и башен.
Финская Fortum, которая по итогам правительственных конкурсов получила самую большую долю (1 ГВт генерации на основе возобновляемых источников энергии), тоже собирается работать с локализованным производством — от датской Vestas. Это еще один из крупнейших участников мирового рынка ветрогенераторов с годовым оборотом 6,5 млрд евро. Для сравнения: оборот Siemens Gameza — 2,7 млрд евро.
В российском ПАО "Фортум" уточняют: датчане локализуют производство гондол под Нижним Новгородом. Еще 18 мая партнер Fortum по конкурсу на ветропарки, "Роснано", открыл здесь промплощадку "Вестас Северная и Центральная Европа". Здесь планируют собирать турбины мощностью 3,6 МВт. А 4 сентября в Ульяновской области начато строительство завода лопастей для ветряков той же мощности "Вестас Мэньюфэкчуринг Рус".

Крым ни при чем

"Подобных предприятий пока нет в России, а продукция обладает экспортным потенциалом", — подчеркивают в "Роснано". Эксперты полагают, что завод в Ленобласти станет главным конкурентом Vestas на российском рынке.
"Локализовать подобное производство в России для Siemens имеет огромное значение — и не только для контракта с Enel, но под будущие контракты и даже экспорт, — считает ведущий эксперт инвестиционной компании "ФИНАМ" Дмитрий Баранов. — У себя в Германии они собирают подобные устройства уже очень давно. Siemens сможет стать одним из лидеров российского рынка".
Несмотря на близость Азова к Крыму, эксперты не ожидают нового скандала с оборудованием Siemens, поставки которого на полуостров зимой подвели под санкции "Силовые машины".