Август — худший месяц для ICO в этом году, но жизнь продолжается. Лидер сборов — финансовая блокчейн–платформа для покупки акций футбольных клубов.
Как фейк обвалил рынок
Одной из наиболее вероятных причин обвала трейдеры называют распространенную изданием Business Insider новость о том, что Goldman Sachs не станет в обозримом будущем создавать специализирующееся на криптовалютах трейдинговое подразделение. Однако новость эта оказалась фейком. Финансовый директор корпорации Мартин Чавез заявил, что в планах Goldman Sachs ничего не изменилось. Но опровержение рынок проигнорировал. Возможно, трейдеры вообще смотрели только на графики технического анализа. Вернее, сканировали их своими алгоритмами — по оценкам Bloomberg, на автоматизированные системы приходится от 60 до 80% всех сделок с криптой.
"Цена биткоина с зимы зажата в треугольнике. Его верхняя грань — понижающаяся, таким образом, каждый всплеск цены не доходит до предыдущего уровня, а нижняя грань имеет четкий уровень поддержки в размере 5750–6000. Таким образом, ценовой диапазон с зимы постепенно сужается, на сленге трейдеров наступил флет. И как раз наиболее высокой точкой очередного всплеска был уровень 7200–7400, который отлично укладывался в технический анализ. Его все увидели и начали массово продавать", — объясняет Андрей Подолян, CEO сервиса Cryptorg.
Как правило, после длительного флета следует взрывное импульсивное движение вверх или вниз, но на этой неделе ждать рекордов не приходится. Для выхода из сложившегося коридора нужны серьезные новости, и лучше бы не фейковые.
ICO для узкого круга
На рынке первичных размещений криптовалют (ICO) подводят итоги августа. Результат не впечатляет: по данным ICORating, собрано лишь $651 млн. Это худший результат года, даже в июле было больше, а в первом полугодии проекты каждый месяц собирали заметно больше миллиарда. Вместе с тем меняется структура инвестиций.
"Приватные инвестиции от фондов и других крупных игроков привлекли гораздо больше денег, чем открытые продажи. Компании вынуждены искать крупных инвесторов более активно, чем раньше. Доля инвестфондов в открытые продажи тоже выросла с 20 до 33%", — пишут в своем обзоре аналитики ICORating.
Лучший пример закрытого пресейла — размещение токенов для платежной системы Telegram, которое петербуржец Павел Дуров провел весной, собрав ни много ни мало $1,7 млрд. "Публичные продажи — это стрельба из пушки по воробьям. Даже при условии хорошего таргетинга и прочих примочек маркетологов средний чек будет невелик. Точечные продажи в большинстве случаев принесут больше инвестиций при меньших затратах", — объясняет Кирилл Суслов, основатель торгового терминала для криптовалют TabTrader.
Куда несут свои денежки
Это не значит, что найти деньги на яркую идею стало совсем невозможно. Вот несколько примеров. Проект Vite в августе привлек $28 млн на создание приложения для организации и поиска интересных событий. Идея стартапа простая: это как Tinder, только не для любовного опыта, а культурного. Сообщаешь свою геолокацию и узнаешь, в каком из соседних домов вечером кутят в стиле 1990–х, а в каком заседает общество мертвых поэтов.
Еще один лидер августа — OSA, блокчейн–платформа для анализа больших данных в ретейле. Собрано $40 млн, разработчики обещают вознаграждать потребителей токенами за их личный вклад в сбор детальной статистики.
Похожая идея и у австрийского проекта Grapevine (собрал $26,7 млн, 100% заявленного объема), только в обмен на токены делиться предлагают личной медицинской информацией. Платить за нее готовы фармацевты, а также частные клиники. Участники рынка успеху ICO не удивлены, такие продукты сейчас востребованы. "Если бы я был таким стартапом, был бы счастлив, что привлек столько инвестиций. Они могут сделать один кейс, и его купит и масштабирует какой–нибудь крупный игрок", — говорит Артур Канаян, директор по маркетингу и инновациям сети медклиник "XXI век".
Ну а популярнее всего опять футбол, а вернее — футбольная финансовая система. Проект London Football Exchange — лидер по сборам с результатом почти $70 млн. В обмен на токены фанатам обещают билеты на матчи, атрибутику, но самое любопытное — акции крупнейших футбольных клубов. Стартап уже заключил десятки партнерских соглашений с футбольными командами по всему миру, в том числе с итальянским ФК "Бари" и испанским Alcobendas Sport.
"Мы не должны быть первыми"
Подтягивается на рынок и Россия. Накануне стало известно, что ЦБ провел экспериментальное ICO в рамках тестовой площадки. "Технически все прошло успешно, но осталась масса вопросов с юридической точки зрения", — рассказал представитель регулятора. Чуть ранее спецпредставитель российского президента по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков заявил, что эмиссию и обращение криптовалюты в России пока разрешать нельзя, поскольку высок риск оказаться в ситуации финансовой пирамиды. "Нам необходимо быстрое стремительное развитие, но мы не должны быть первыми. Давайте назовем эту стратегию "быстрый второй". Кто–то быстро внедрил, собрал на себе все огрехи. Мы быстро подцепили все эти решения и поехали", — рассказал он.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина на неделе тоже высказалась о криптовалюте, заявив, что пока в ней больше вреда, чем пользы. В ее глазах главный риск — отмывание денежных средств. Такой пассаж от Набиуллиной — в общем–то не новость, гораздо интереснее то, что она к этому добавила: "Нужно понять, почему это так привлекательно для людей… Это быстро, экономично по затратам, позволяет быстрые транзакции между странами". И все это не где–нибудь, а на встрече с директором–распорядителем МВФ Кристин Лагард.
Как говорится, прогресс очевиден.