Выходцы из одной из старейших петербургских сетей по продаже товаров для дома и интерьера "Дом Лаверна" запустили новый бизнес — в торговом комплексе "Интерио" (расположен в Приморском районе) заработал магазин "Бюро интерьеров".
Согласно СПАРК, учредителями ООО "Бюро интерьеров" являются три бывших менеджера "Дома Лаверна" — Максим Гайнов, Екатерина Станкевич, Александр Белолипецкий — и основной инвестор проекта Алексей Недостойный. Как рассказали "ДП" в "Бюро интерьеров", до этого бизнес Недостойного не был связан с продажами товаров для интерьера.
Продолжатель традиций
Максим Гайнов в "Доме Лаверна" был руководителем отдела работы с дизайнерами, Екатерина Станкевич отвечала за проектные продажи и владела 4% компании, Александр Белолипецкий работал с дизайнерами и занимался организацией маркетинговых мероприятий.
"Бюро интерьеров" открылось в помещении площадью 650 м2. Как объясняет Максим Гайнов, концепция проекта отчасти повторяет схему "Дома Лаверна" — салон с большой экспозицией европейских производителей обоев, сантехники, кафельной плитки, светильников и напольных покрытий.
Пока владельцы магазина не планируют тиражировать проект — он будет представлен одним салоном.
Также учредители "Бюро интерьеров" занимаются проектными поставками через ООО "Комстар" — компания работает с гостиницами, ресторанами, клиниками и прочими коммерческими объектами.
Дом обанкротившихся сетей
Сеть магазинов бренда "Дом Лаверна" в 1992 году основал петербургский предприниматель Александр Кац. В 2011 году ООО "Лаверна", которое тогда управляло сетью, начало банкротиться. Долги компании перед партнерами достигали 4 млрд рублей.
Как объяснял тогда источник, знакомый с ситуацией, "Лаверну" подкосил второй проект Александра Каца — сеть "Санта Хаус". В 2008 году он забуксовал, к 2010 году все 20 гипермаркетов "Санта Хаус" были закрыты. В итоге оптовое подразделение "Лаверны" (приносило 85% выручки) прекратило работу, а розничную сеть взяло под управление ООО "Первый дом". Эта компания в 2014 году продала товарный знак юрлицу "ДЛ–Декор", которое до последнего времени и управляло сетью.
Еще в 2016 году сеть "Дом Лаверна" насчитывала восемь магазинов. Но этой весной компания закрыла их все. Причиной стала низкая маржинальность бизнеса и кризис. Сеть подкосило снижение покупательского спроса и платежеспособности населения, курсовые колебания и переориентация клиентов в DIY–сегмент, поясняли "ДП" руководители компании. Ретейлер работал на петербургском рынке давно, но с высокой активностью DIY–сетей ему пришлось столкнуться только в последние несколько лет.
На хлеб с маслом хватит
Конкуренция действительно высокая, признает Максим Гайнов. "Но мы привлекли к сотрудничеству наших клиентов, с которыми плотно работали в "Доме Лаверна", к тому же издержки той сети несопоставимы с нашими", — объясняет он.
По оценке Гайнова, с сетями в сегменте DIY "Бюро интерьеров" практически не конкурирует, так как произошло расслоение покупателей и к DIY отошли те, кто не может в нынешних условиях позволить себе продукцию более дорогого сегмента (в основном европейские отделочные товары).
По его словам, основными конкурентами "Бюро" являются интерьерные студии и аналогичные по ассортименту и ценовому уровню интернет–магазины.
У "Бюро интерьеров" и у сетей формата DIY действительно разная аудитория, соглашается Андрей Арсеньев, директор по развитию сети "Обойкин". По его словам, и "Дом Лаверна", и новый проект ориентируются на дизайнеров, которых клиенты нанимают для разработки интерьера.
"У "Дома Лаверна" была большая база дизайнеров, часть из них наверняка перейдет в "Бюро интерьеров" и обеспечит его владельцев хлебом с маслом, но "Дом Лаверна" был хорошо известным для заказчиков брендом, а в случае с "Бюро интерьеров" дизайнерам придется объяснять, почему они пошли покупать плитку именно туда", — разъясняет Андрей Арсеньев.
По его мнению, привлечь новых дизайнеров компании будет непросто, так как проходимость у "Интерио" невысокая.
Инвестиции в открытие магазина, по его оценке, были минимальны, так как "Бюро интерьеров" открылось на месте магазина "Дом Лаверна" и использует оборудование предшественника.
По оценке "INFOLine–Аналитики", рынок DIY по итогам 2017 года вырос в России на 1,8%, до 1,4 трлн рублей.
В первые 6 месяцев 2018 года замечена более позитивная динамика, признают аналитики, пока не раскрывая цифр.
Основными драйверами роста стали ипотечный бум (соответственно, растет количество новоселов, которые делают ремонт), развитие b2b–направления и онлайн–торговля.