Долговая политика России вызывает ощущение абсурдности происходящего. Любая компания уже давно бы уволила такого управляющего ее долгом, потому что это управление приносит колоссальные убытки и совершенно иррационально.
Все становится на свои места, когда вспоминаешь, что Минфин — некоммерческая организация, до прибыли ему по большому счету дела никакого нет, а вся долговая политика строится на чисто политических решениях и ведомственных интересах.
Вот только самые очевидные абсурдности российской долговой политики.
Первая. Зачем вообще Минфин занимает на рынке, если в бюджете — профицит? У Минфина — лишние деньги, а он еще и кредитуется…
За первые 7 месяцев года официальный профицит — 1,4 трлн рублей. Реальный (где нужно учесть еще и доходы, спрятанные в приросте остатков на счетах Минфина) — 3,8 трлн рублей. Это колоссальная сумма, которой более чем достаточно, например, для того, чтобы профинансировать обещанное увеличение пенсий на 6 лет без повышения пенсионного возраста.
Одновременно за 7 месяцев министерство увеличило долг, оформленный в ценных бумагах (ОФЗ), на 0,4 трлн рублей. Эти деньги как раз и осели на счетах Минфина (в числе тех самых 3,8 трлн рублей). Но зачем вообще он их занял?
Абсурдность вторая. Безумная процентная политика.
Минфин занимает ненужные ему деньги по все более высокой цене. Доходность ОФЗ выросла с 7% в феврале–марте до 9,35% в последнее время (сейчас сократилась до чуть меньше 9%). Если бы Минфин размещал облигации хотя бы в рамках только рефинансирования, то он убрал бы их с рынка на те самые 0,4 трлн рублей — это как минимум сдержало бы рост процентной ставки. Но этого не делается. Заем же ненужных денег только провоцирует рост процента.
Третье. Размещение занятых денег на рынке.
Минфин не оставляет деньги просто на счетах ЦБ — ведь Центробанк практически ничего не платит за размещенные у него средства. То есть заняли под 9%, а разместили бы под 0%. Но чиновные финансисты хотят чуть заработать и размещают средства в комбанках.
На 12 сентября Минфин разместил на банковских депозитах 951 млрд рублей и $0,5 млрд. А по договорам репо — еще 420 млрд рублей. Всего — без малого 1,5 трлн рублей. Средняя ставка по размещенным средствам — 7% (рубли).
То есть занимаем на рынке под 9% и размещаем под 7%.
Чиновники Минфина вам объяснят, что 7% лучше, чем 0% в ЦБР. Конечно лучше, но от этого такие финансовые операции не становятся менее абсурдными: выгоднее было бы вообще не занимать и не размещать. 2% от суммы — прямой убыток. А ведь речь о триллионах рублей. Зато для банков это безумные прибыли от арбитража со 100%–ной надежностью: взяли деньги у Минфина под 7% и отдали ему же под 9%, купив ОФЗ…
Четвертое. Почему ставка по ОФЗ "улетела" настолько выше ставки ЦБ?
Ведь любой банк может взять в ЦБ кредит, начиная со ставки 7,75%. Купить на эти деньги ОФЗ под 8,8–9,2%. Гарантированный доход. После чего можно заложить эти ОФЗ в том же ЦБ и на полученные деньги снова купить и опять ОФЗ. Просто машинка по печатанию денег.
Именно поэтому Минфин и ЦБ были уверены, что ставка по ОФЗ не может настолько превысить ставку ЦБ. Но просчитались.
Банки вовсе не выстроились в очередь за ОФЗ. Потому что считают, что их цена продолжит падать. А значит, они получат на свой баланс обесценивающийся актив, убытки от которого и сожрут всю прибыль от описанных выше арбитражных операций.
В нормальной ситуации этот самобалансирующийся механизм сработал бы. Но не сейчас.
Рынок не верит Минфину, не верит в ОФЗ. Потому что ждет нового витка санкций, продолжения бегства иностранцев из России и дальнейшего падения цен на российские гособлигации.
Интересно, кто–нибудь в нашем государстве умеет считать деньги, а не расшвыривать их тоннами? Счетная палата, Алексей Кудрин, куда вы смотрите? Или, может, Минфин сам возьмется за ум и для начала хотя бы прекратит бессмысленно увеличивать свой долг?
Алексей Михайлов, экономист