В пятницу Центробанк поднял ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,5% годовых. Решение стало неожиданным для рынка и ряда аналитиков, хотя — отметим — "ДП" предполагал вероятность подобного развития ситуации неделей раньше.
Доллар отреагировал на изменение российской ставки мгновенно: не успели пройти 3 минуты с момента объявления решения ЦБ, как курс американской валюты упал на 50 копеек. Судя по такой резкой реакции, большинство участников торгов не ждали, что Эльвира Набиуллина действительно решится на этот шаг. Наоборот, считали слишком великим риск негативной реакции бизнеса на разворот курса. Но и причин для этого в экономике было достаточно.
В этот раз предугадать, каким именно окажется решение регулятора, было непросто. Последние несколько месяцев десятки аналитиков, давая прогнозы перед очередным заседанием Банка России, единодушно прогнозировали стабильность или снижение. По оценкам экспертов, в конце года ставка должна была оказаться на уровне 7% или ниже. Но что–то все время мешало Центробанку РФ ее понизить: то подорожавший бензин, то перспектива повышения НДС.
Перед последним заседанием ЦБ настроения кардинально поменялись. Прогнозы понижения ставки стихли. При этом из трех возможных сценариев — понижение, сохранение, повышение — большинство экспертов выбирали средний. Но Банк России поступил радикальнее.
И не то чтобы нет
Эльвира Набиуллина в начале сентября сообщила, что факторы в пользу увеличения ключевой ставки наконец появились. Центробанк наблюдает повышенную волатильность на финансовых рынках. Кроме того, инфляция возвращается к таргету 4% чуть быстрее, чем прогнозировал регулятор.
Но глава ЦБ оставляла себе путь для отступления, подчеркивая, что имелось и "значительное число факторов, которые говорили о сохранении ставки". О снижении же речи не идет вовсе. Те, кто ставил на неизменность ключевого показателя, уповали на последовательность коммуникации Банка России и на то, что в ситуации финансовой паники повышение ставки не может успокоить рынок — это совершенно неэффективно.
Обстановка накаляется
В принципе, причин для повышения ставки наблюдалось достаточно. Ситуация в экономике напряженная. Россия остается под нажимом наравне с остальными развивающимися рынками. Рубль падал, в том числе из–за распродаж на отечественном рынке госдолга.
Доходность некоторых выпусков ОФЗ в начале сентября достигала 9,3% годовых. Инвесторы распродавали российский госдолг и переводили капиталы в валюту, усиливая тем самым рост доллара и евро. Этот фактор очень волнует Банк России, ведь динамика курса рубля влияет на инфляционные ожидания. Повышение ставки, по сути, подтвердило, что продажи на рынке ОФЗ были фундаментально оправданны. С другой стороны, то, что шаг повышения был минимальным и итоговая ставка заметно ниже 9% годовых, должно стать намеком инвесторам, что они перестарались с продажами.
Ожидание пакета новых санкций со стороны Америки тоже не прибавило рынку оптимизма.
Однако, например, глава ВТБ Андрей Костин надеется на лучшее и считает, что российская банковская система при поддержке Центробанка может выдержать дальнейшие санкции.
ЦБ не нужен слабый рубль
По мнению Антона Покатовича, главного аналитика "БКС Премьер", решение Банка России во многом оправданно — рынки получили четкий сигнал о будущих действиях регулятора, курс доллара понизился до 67,6 рубля (утром в пятницу он стоил около 68,5 рубля), доходность 10–летних ОФЗ остается 8,9–9%.
"Можно резюмировать, что ЦБ сохранил свою независимую позицию и обозначил вероятность реализации цикла повышения ключевой ставки в ответ на усиление всего набора дестабилизирующих факторов, куда входят: отток капитала из сектора развивающихся рынков, санкционное давление США и ЕС, проинфляционные риски в экономике РФ и так далее", — резюмирует аналитик.
С высокой степенью вероятности ЦБ РФ продолжит и далее ужесточать монетарную политику. Но все зависит от ситуации с санкциями и инфляцией, поясняет Александр Разуваев, директор аналитического департамента "Альпари". Нельзя исключать и новый виток напряженности на развивающихся рынках, расширение санкций к России и ускорение инфляции. Исходя из этого, аналитики "Альпари" считают вероятным еще одно повышение ставки на 0,25% до конца года. Более вероятно, что это произойдет 14 декабря, а не в ноябре. Новость, конечно, обрадует вкладчиков коммерческих банков, ведь теперь можно ожидать ускорения роста ставок по депозитам.
Независимая монетарная
Интриги добавил и неподдельный интерес сразу нескольких чиновников к судьбе ключевой ставки. Помощник президента России Андрей Белоусов, давеча требовавший изъять сверхдоходы у металлургов, производителей удобрений и "Сибура", назвал "крайне нежелательным" повышение ставки ЦБ. Дескать, оно затормозит инвестиционную активность и рост экономики.
Это не первая рекомендация властей в адрес ЦБ за последние дни. Глава правительства Дмитрий Медведев говорил, что "необходимо перейти от нейтрального к стимулирующему регулированию сферы кредитования".
"Даже несмотря на те успехи сдерживания инфляции, которые мы имеем, ставки все равно остаются довольно высокими, и в этом смысле мы рассчитываем на активную позицию Банка России в этом вопросе", — подчеркнул тогда премьер.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин поспешил успокоить рынок, пообещав, что власти вовсе не вмешиваются в решения ЦБ по ДКП и даже о возможности давления говорить глупо.
Отметим, что экономики, у которых дела обстоят куда хуже, чем в России, ставку подняли выше прогнозируемой. В конце августа ЦБ Аргентины повысил ее с 45 до 60% — чтобы остановить обвал песо, который обесценился с начала года более чем на 50%.
В четверг о своем решении повысить ставку с 17,75 до 24% годовых заявил Банк Турции. Там ситуация была похожая — президент выступал против повышения ставки и даже за ее снижение, но ЦБ не послушался и продемонстрировал независимость.
Так же и у нас — своим решением ЦБ подтвердил, что является независимой монетарной властью.