Рейнальд Эшлиманн, генеральный директор и президент швейцарской часовой компании Omega, в интервью "ДП" рассказал, почему не стоит ждать бутиков в Петербурге, как компаниям не бояться конкурентов в России и зачем дорогому бренду избегать "турецких базаров".
В Москве уже есть три бутика Omega. Планируете развивать сеть в Петербурге?
— Петербург — чудесный город. Но есть лишь один путь сохранить долю рынка за собой в любой точке мира — это открыть глаза на происходящее. И я могу отметить, что Петербург — это один из тех городов, который вправе самостоятельно выбирать резидентов. Но и он в свою очередь для некоторых должен быть на подходящем уровне.
Президенту крупной компании нетрудно открыть магазин в любой точке лишь ради факта его существования и для собственного: "О, посмотрите, у нас новый магазин!" Хорошо. Но на следующее утро — никого. А потом — снова никого, никого и никого. Это выглядит глупо.
Тогда чего хватает рынку Петербурга?
— Я думаю, должна образоваться правильная среда, чтобы мы снова вернулись к опыту открытия новых бутиков на определенной территории. Петербург не единственный город в мире. Мы работаем во многих странах, в которых рады видеть свое представительство. Я вижу хорошее развитие и в вашем городе, и в его окрестностях. Появляются крупные торговые центры и отдельные магазины на улицах. Здесь проводит время много людей. Но не забывайте, что мы обслуживаем мир эмоций. И подход должен быть соответствующим. Вы же понимаете, что мы продаем не апельсиновый сок или кофе на завтрак каждое утро. Итак, для такого серьезного шага, как открытие монобутика Omega, должен наступить подходящий момент.
В чем особенность работы на российском рынке?
— Наш бренд силен, у нас есть сотни достойнейших продуктов, но на российском рынке, как и на любом другом, их важно подать в нужное время. Представьте: вы в обувном магазине смотрите на прекрасные пары обуви, которые стоят на полках одна за одной. И вот вы ощущаете, что вся эта прелесть окружена турецким базаром.
Для продукции хорошей компании важно правильное окружение. И, думаю, наш монобренд с отдельными бутиками в этом вопросе даже показательнее. Например, если говорить о Москве, то здесь покупатели с радостью отзываются о бутике Omega в торговом центре "Времена года". Тут гости отличаются от тех, что привыкли к ГУМу. Но и у двух бутиков внутри торговых центров, и у одного, который расположен в Москве на Кузнецком мосту прямо на улице, есть сходство: все они пришли в нужный момент времени.
Не боитесь конкурентов, которые придут на локальный рынок раньше Omega?
— К сожалению, мы не та индустрия, продукцией которой человек пользуется каждый день. Конечно, есть и такие, но их очень немного. Поэтому мы ищем новые способы продвижения, идем к свежим проектам — в том числе (и даже — в особенности) на территории России. И я должен признать, что сейчас к вам действительно приходят некоторые наши конкуренты. Но это не значит, что нам срочно нужно открывать новый магазин в России лишь из–за того, что к вам на рынок приходят компании–конкуренты. Мы должны почувствовать, что это будет важно для нас самих. К тому же есть много маленьких городов, где мы откроемся в будущем: хотим быть ближе к потребителю, слышать его.
Покупатели из России изменились?
— Определенно. Скажу честно: не знаю, как обстоят дела с Владивостоком, — страна у вас огромная. Но мне очень интересно наблюдать за глобализацией. Мир объединен сегодня. И представители молодого поколения взаимосвязаны между собой. Они знают обо всем, что в моде в Милане, Риме или Нью–Йорке. И наоборот: мир знает о них. И говорить тут корректно не только о часах, ведь молодые люди все больше обращают внимание на тенденции в разных сферах.
Мы видим своеобразное "заражение" модой и в России. Некоторые локальные дизайнеры начинают работать с ведущими арт–директорами, создавая коллаборации с ведущими брендами. Не знак ли это того, что страна сейчас не такая, как прежде?
Вашими амбассадорами в рекламных кампаниях обычно становятся мировые звезды. Вы думали о том, чтобы предоставить эту роль современным "лидерам мнений" — например, блогерам?
— Сейчас у некоторых людей спрашивают: кем ты работаешь? А он отвечает — "лидером мнений". Кто ты? Как и на кого ты влияешь? В таком случае первым лидером мнений Omega была Синди Кроуфорд еще 25 лет назад. Но это определение не совсем верно. Если у человека хорошо работает мозг, на него не повлиять — он ценностно независим.
Как бренд с такой богатой историей чувствует себя в digital–мире?
— Диджитал — это не только информация. Это открытый и удивительный мир, и мы очень счастливы этому. У меня столько историй! Я восхищен той, что была связана с ограниченной серией часов Speedy Tuesday. Благодаря интернету мы продали всю партию за 2 часа во всем мире. Некоторые люди звонили и говорили, что это их первые Omega, а всего у них — коллекционеров — было по 20 пар часов. Раньше они знали только о старых моделях.
Диджитал совершил революцию в мире. И если у вас сильный бренд, который хочет создавать такие же сильные месседжи, сейчас вы должны обращать внимание на замечания и комментарии людей — это ведь тоже диджитал.
Сейчас я много путешествую. Утром могу быть в одном городе, а вечером в другом — и это абсолютно нормально для нынешнего времени. И эпоха билбордов с плакатами брендов между аэропортом и городом ушла безвозвратно. Конечно, почему бы их не размещать? Но этого для крупного бренда недостаточно. То же самое с рекламой в газетах и журналах — они хороши и нужны, но и этого мало.
Справка
История бренда Omega В 1848 году 23–летний Луи Брандт открыл в швейцарском городе Ла Шо–де–Фон мастерскую по сборке часов. В 1894 году сыновья Брандта переименовали компанию в Omega в честь нового часового механизма, названного по последней букве греческого алфавита, символизирующей завершенность и совершенство. В 1930 году была создана компания SSIH, объединившая Omega и Tissot. После компания расширялась, приобретая предприятия, производящие заготовки механизмов, а также ряд часовых производителей. В 1983 году, в разгар кризиса швейцарской часовой промышленности, Николя Г. Хайек путем слияния и поглощения обанкротившихся швейцарских часовых компаний ASUAG и SSIH основал SMH (Swiss Corporation for Microelectronics and Watchmaking Industries Ltd.). В 1998 году SMH была переименована в Swatch Group. Помимо Omega Swatch Group выпускает продукцию под брендами Breguet, Harry Winston, Blancpain, Glashutte Original, Jaquet Droz, Longines, Rado, Union Glashutte, Tissot, Calvin Klein watches + jewelry, Balmain, Certina, Mido, Hamilton, Swatch, Flik Flak и Tourbillon.