В России до сих пор существует узкая ниша специфичных средств связи. Несмотря на стереотипы, что некоторые (например, пейджеры) уже не существуют, они по–прежнему имеют свою мизерную долю рынка.
Пациент скорее мертв
Хотя ярлык архаизма прочно приклеился к пейджинговой сети еще в начале 2000–х годов, нишевые операторы не покинули рынок окончательно. Консерватизм клиентов эксперты связывают с высокой надежностью и оперативностью односторонней связи. Сообщения приходят независимо от неполадок сотовой сети во время массовых мероприятий или природных бедствий.
По словам бывших участников рынка, в Петербурге пейджинговая связь практически исчезла. "Главная причина — высокий входной порог. Сегодня стоимость пейджера была бы на уровне $70 и выше. Добавляем к этому стоимость работы оператора и накладные расходы", — рассказывает экс–директор компании "Экском–Неда Пейджинг" Григорий Дубровин.
"Многие пейджинговые компании переквалифицировались в call–центры", — рассказывает гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Среди них "Информ–Экском" и "Астра Пейдж". Другие занимаются предоставлением более современных услуг. В частности, Григорий Дубровин сегодня числится руководителем интернет–провайдера "Коралл Нэт".
В Москве по–прежнему действует пейджинговая компания "Телекомт". Помимо передачи пейджинговых сообщений оператор оказывает услуги, которые прежде казались абсурдными. Например, обучение специалиста по настройке оборудования обойдется минимум в 500 рублей за час. Также можно договориться о подключении пейджера к Интернету.
"Корпоративные пейджинговые системы и сегодня пользуются популярностью на режимных объектах в области атомной и гидроэнергетики, — рассказывает гендиректор компании "Телекомт" Леонтий Огарок. — С помощью пейджеров они получают оповещения от диспетчера за 2–3 секунды". Среди последних заказов "Телекомта" — запрос из Ташкента на подключение к пейджинговой сети 15 тыс. абонентов. А до конца сентября компания должна поставить на Кольскую АЭС по заказу "Росэнергоатома" 260 пейджеров за 800 тыс. рублей.
Пример успешного встраивания в новые реалии рынка связи — московское ООО "Мегапейдж". Оно активно сотрудничает с ГУП "Мосгортранс" по вопросам диспетчеризации транспорта. В 2016 году на подряде по обслуживанию навигационно–связных радиостанций на общественном транспорте компания заработала больше 700 млн рублей. Но там речь, разумеется, уже не о пейджерах, а о более современных системах.
Рации для всех
Обычная радиосвязь, в отличие от пейджеров, по–прежнему востребована на рынке. Для свободного использования в России выделено три диапазона: 27, 433 и 446 МГц. "Обычно в данном диапазоне работают небольшие компании — это охранные структуры, строители, обслуживающий персонал торговых центров", — рассказывает менеджер по системным проектам компании "КСС Северо–Запад" Алексей Ворожцов.
Радиосвязь не зависит от зоны покрытия сотового оператора или роуминга, при этом позволяя организовать групповую сеть. Пользователями радиосвязи становятся также охотники и туристы, которым надо общаться даже в глухом лесу. Специальные диапазоны выделяют для служебного пользования, например дальнобойщикам. Экипажи судов также переговариваются на специально выделенных каналах.
На крупных предприятиях используются профессиональные виды радиосвязи, в том числе так называемая транкинговая — с ретрансляторами и усилителями. Среди петербургских и областных компаний ею пользуются ГК "Фосфорит", ГК "Еврохим". По грубым подсчетам экспертов, установка сети на одном предприятии может стоить от 1 млн рублей.
С помощью транкинга передаются не только голосовые и текстовые сообщения, но и телематические сигналы: например, открыты ли окна в производственном помещении и функционируют ли системы контроля. По последним данным, в России было установлено около 7 тыс. базовых станций. Аналитики уверены, что наибольшую угрозу транкинговой связи представляет сотовый оператор Tele2. "У него есть проект, реализованный на частоте 460 МГц, сейчас он продвигается под брендом "Скайлинк". Оператор пытается его продвинуть в нишу экстренных служб, и если это получится, то транкингу будет тяжело", — считает гендиректор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Взять телеграф
Аналитики рынка связи уверены: прогнозы скорого затухания специфичных форм связи преувеличены. Доказательством тому служит, например, искусственное поддержание жизни таксофонной связи. По словам Юрия Брюквина, в открытых источниках надежных данных об объеме этого рынка сейчас нет, самые свежие — за 2013 год. Тогда в Северо–Западном регионе он составил 30 млн рублей. "Это дорогая и бессмысленная конструкция, — считает эксперт. — Все операторы связи отчисляют в Фонд универсальной услуги 1,2% выручки. По идее, государство должно было бы направлять эти средства в труднодоступные регионы, но деньги уходят на содержание таксофонов".
Похожая ситуация и на рынке телеграфии: по последним данным, региональные абоненты тратят на нее 160 млн рублей в год. Сегодня телеграмму можно отправить по специальному номеру "Ростелекома" и в отделениях и на сайте "Почты России". При этом адресанту придется соблюдать уже вошедшие в отечественный фольклор сокращения "зпт" и "тчк".
Одно из главных преимуществ этого вида связи в том, что телеграмма считается юридическим документом. При этом сами организации признают, что отправка телеграммы — это скорее старомодный способ поздравить близкого человека.
В Интернете также можно найти коммерческие фирмы, которые предлагают отправить не только телеграммы, но и телексы. Объем этого еще более специфичного рынка за прошедший год составил 25 млн рублей.
“
На закате пейджинга появилось такое направление, как твейджинг. Это отправка сообщения в оба конца. У нас есть спутниковые приборы, которые не предполагают голосовые сообщения, но отвечают за текстовую связь. Этим пользуются, например, альпинисты и пилоты вертолетов. В отличие от транкинговой связи, спутник — это глобальная история. Находясь на Северном полюсе, вы можете позвонить в любую точку планеты в сети общего пользования. У абонентов транкинговой связи такое оборудование должно быть у обеих сторон, и позвонить домой вы, например, не сможете.
Иван Ершов
менеджер по маркетингу национального оператора связи "СТЭККОМ"
“
Дальнейшее развитие сотовых сетей — это однозначно транспорт, а также решения "умных" городов и регионов. Это будет некая общая экосистема, которая позволит муниципалитетам оптимально управлять городским хозяйством, а жителям — упрощать быт. Система будет завязана на 5G и фиксированных сетях. Это, наверное, будущее ближайших 20 лет. Сейчас мы находимся на старте этих технологий, но пока вся "умность" заканчивается на светофорах и эксплуатации счетчиков ЖКХ–услуг. Дальше — автоматизированное освещение, лифты.
Максим Савватин
аналитик IKS–Consulting