Стоимость топлива на российском рынке достигла показателей мая, приблизившись к историческому максимуму. Но если весной такие цифры называли катастрофой, то сегодня на рынке спокойно как никогда. Дело не в стабилизации цен, игроки ждут реакции правительства, власти могут огреть кнутом или угостить пряником.
Волна за волной
Первая волна кризиса накрыла рынок в конце марта и продлилась несколько месяцев. Весенние события вынудили правительство РФ принять ряд оперативных мер: временно снизить акцизы и увеличить объем поставок топлива на биржу и внутренний рынок. После этих решений до августа объемы поставок моторного топлива на внутренний рынок выросли, а баланс спроса–предложения на биржевых торгах выровнялся, отмечают участники рынка.
Но к концу лета рост цен возобновился. Причина — изменение стоимости валют и вызванное этим усиление интереса нефтяных компаний к иностранным рынкам, которые позволяют заработать на курсовой разнице. В середине августа американский доллар подорожал сразу на 6 рублей, с 62 до 68. С января по июль, согласно данным Федеральной таможенной службы, при снижении объемов поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж в среднем на 2% по стоимости продукции экспорт этих товаров вырос на 33,9% и 28,6% соответственно.
Вслед за ростом биржевых котировок в начале осени стали расти и мелкооптовые цены, что снова приблизило розничный топливный бизнес к границе убыточности. Как отметил президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин, из–за роста оптовых цен и недостатка продукции на рынке независимые операторы продолжают работать в минус.
Стоит отметить, что это касается не всех игроков. Как рассказал "ДП" участник рынка, который предпочел остаться неназванным, последние пару недель у независимых операторов появилась возможность получить прибыль, хотя и незначительную.
Временное затишье
С начала сентября топливный рынок хоть и продолжает показывать рост цен, но уже совсем незначительный. Бензин АИ–92 подорожал на 2,8%, АИ–95 — на 1,75%, а цена на летнее дизельное топливо и вовсе топчется на месте — рост составил менее чем полпроцента. Такие данные приводит Санкт–Петербургская товарно–сырьевая биржа (СПбМТСБ).
Единственный заметный скачок, который можно отметить в сентябре, — рост нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных расходов и пошлины), который был вызван очередным увеличением стоимости иностранной валюты. Согласно данным Центробанка, с 7 до 12 сентября курс доллара подскочил еще на 1,72 рубля, до 69,97 рубля.
"Учитывая, что никаких кардинальных для отрасли решений не принималось в указанный период, вероятно, инвесторы так отреагировали на начало Восточного экономического форума. Ожидалось, что там будут приняты какие–то важные решения, касающиеся работы топливно–энергетического комплекса, что приведет и к изменению цен", — считает директор по стратегии АО "ФИНАМ" Ярослав Кабаков.
По его словам, компании также могли отреагировать на встречу министров энергетики России и США Александра Новака и Рика Перри, которая прошла 13 сентября. Однако и на форуме, и по итогам встречи министров не было принято каких–либо решений, затрагивающих основы отрасли. Поэтому повышение цен на бирже было довольно быстро отыграно. К концу месяца показатель снизился, соответственно, вернулся на прежние позиции и нетбэк.
Выравнивание цен на бирже и состоявшееся неделю назад правительственное совещание, посвященное проблемам топливного рынка, в свою очередь, и стали причиной отсрочки отправки письма, подготовленного розничными операторами, президенту еще в конце августа.
"Мы ждем еще неделю и, если изменений не произойдет, открытое письмо все–таки направим", — подчеркнул Олег Ашихмин. В прошлый раз, осенью 2017 года, Российский топливный союз уже обращался к Владимиру Путину с просьбой предотвратить "нарастающее массовое разорение предприятий", однако эффект был лишь временным.
Спасение утопающего
Опрошенные "ДП" источники на рынке подтверждают, что в данный момент на федеральном уровне идут переговоры между властями и нефтяными компаниями и поиск выхода из сложившейся ситуации на топливном рынке. Одна из мер, к которой может прибегнуть правительство, — вынудить производителей сократить объемы экспорта, но это приведет к снижению поступлений в казну. Другой возможный вариант — сделать внутренний рынок более интересным при помощи бюджетной субсидии.
"От того, насколько аккуратно и тонко будет действовать правительство после запланированного на январь повышения акцизов, и будет зависеть реакция топливного рынка страны", — отметил главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters Александр Ершов.
Эксперты полагают, что до конца года существенного роста цен на топливо ждать не стоит.
Незначительное повышение в начале сентября является традиционным и вызвано сезонными факторами.
"Если осень и зима будут довольно теплыми, то потребности в топливе могут снизиться, что повлечет за собой и снижение цен", — отметил Ярослав Кабаков.
Однако, учитывая нынешнюю геополитическую напряженность, уверенно полагаться на такие прогнозы нельзя. Очередной пакет санкций и в целом любые колебания валютных курсов автоматически отразятся и на ценах топлива на внутреннем рынке.
Рост неизбежен
Неизбежным окажется рост стоимости нефтепродуктов зимой. С 1 января 2019 года топливный акциз вернется к значению 1 июня, и к нему добавится планируемое повышение на 700 рублей за 1 т, которое ожидалось с 1 июля 2018 года. "Предварительная оценка удорожания литра бензина марки АИ–92 составляет 3,7 рубля, а повышение НДС с 18 до 20% добавит еще 70 копеек. Ныне известные нам обновления в части акцизно–налоговой политики с 2019 года могут привести к удорожанию литра бензина на 4,4 рубля, около 10%", — оценивает аналитик ООО "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков.
По его словам, данный показатель вдвое–втрое превышает прогнозы по инфляции, и этот фактор может заставить правительство вернуться к обсуждению параметров налогового маневра в нефтяной отрасли.