Рынок космической связи в его традиционном понимании исчерпал себя, считают представители отрасли. Операторы спутникового интернета и ТВ сетуют, что отрасль уже сформирована, развиваться по большей части некуда, а спрос на такие услуги практически не растет. Однако аналитики уверены, что именно за спутниковым интернетом будущее связи.
Сказка без хеппи–энда
По мнению игроков рынка, золотые времена спутниковой сети пришлись на 2015 год. Тогда преимущества космической связи казались неоспоримыми: спутник обеспечивает стабильную передачу данных в любой точке мира вне зависимости от того, доступны ли там услуги наземных операторов.
К тому же еще пару лет назад в России было значительно больше белых пятен — регионов, не покрытых сотовой связью "большой четверки". Поэтому спутниковые ТВ и интернет активно расширялись на масс–маркете — по разным оценкам, в 2016 году суммарный объем рынка в России превысил сумму 14 млрд рублей.
По тем же причинам жители России с начала 1990–х годов покупают спутниковые телефоны. Они обеспечивают надежное соединение даже во время катаклизмов, когда из–за неполадок на радиостанциях может исчезнуть специальная связь. Среди менее очевидных преимуществ — анонимность при покупке спутниковой sim–карты и невозможность прослушивания разговора. В результате, несмотря на громоздкость аппаратуры (абоненту приходится носить с собой более крупный, чем Nokia 2110, аппарат с антенной) и ее довольно высокую цену (в среднем такое устройство стоит около 35 тыс. рублей), спрос на подобные услуги есть.
Впрочем, в связи с глобальным расширением сети наземных операторов и увеличением числа вышек интерес к спутниковой сети снижается. "Спрос есть, но сказать, что он сильно растет, увы, не получится. Покупательная способность населения лучше не становится, также в европейской части появился довольно сильный игрок в лице Eutelsat Networks", — рассказывает технический директор холдинга "Радуга–Интернет" Денис Ионов.
По его словам, на рынке спутниковой связи нет игрока, который может раскачать этот сегмент. Потенциальные абоненты, которым нужны эти услуги, о них просто не знают. "Мы надеялись на "Триколор" — что он, как крупный игрок, начнет популяризацию сервиса, но этого пока не видно", — рассказывает эксперт.
Показательная история — судьба проекта "Загород Телеком", который должен был обеспечить космической связью жителей Ленинградской области. В 2013 году его запустил Центр спутниковой связи, который входил в ГК "ТЕЛРОС". Спустя пару лет директор подразделения Алексей Елькин рассказал о глобальных планах проекта, но вскоре холдинг полностью ликвидировал центр, а вместе с ним и региональный проект. В самой ГК "ТЕЛРОС" отказались комментировать такие решения.
Любопытно, что название проекта и адрес сайта перешли "по наследству" компании "Интеграсат", которая и сегодня предоставляет услуги спутниковой связи, в том числе на территории Ленобласти. Однако ее гендиректор Алексей Казимирчак признает, что проект не выстрелил, особенно в части услуг для бизнеса. "Рынок связи у нас находится в загоне. Возможно, это связано с влиянием экономических факторов. Оборудование у нас поставляется импортное, за валюту, поэтому стоимость комплекта меняется", — рассказывает руководитель компании.
Белые пятна Северо–Запада
Сегодня на Северо–Западе массового спроса на спутниковую связь нет, по крайней мере за пределами государственного и корпоративного секторов.
В промышленности предпочитают использовать рации или транковую связь — она оперативнее и требует лишь разовых вложений в установку станции. Для обычных граждан услуги сотовых операторов дешевле, при этом скорость интернета порой значительно выше. По словам некоторых игроков рынка, низкоорбитальные спутниковые каналы обычно дают 128 килобит в секунду. Сотовые операторы в сетях 4G предлагают 14,7 мегабит в секунду.
Тем не менее в Ленобласти еще есть районы, где сотовую связь поймать сложно.
"У нас была история по устранению цифрового неравенства, государство хотело проложить сеть до каждой деревни нашей страны, но этого, естественно, не произошло. Поэтому спутниковая связь используется по сей день и еще долго будет использоваться", — считает генеральный директор универсального оператора связи "ОБИТ" Анатолий Гук.
Любопытно, что в Ленобласти операторы пытались нащупать новую нишу, предлагая магазинам свои услуги по установке онлайн–касс.
"В деревне, где обычная связь недоступна или нестабильна, это было бы полезно. Вам как отчеты отправлять в ОФД? Никак", — делится Алексей Казимирчак.
Но, по его словам, этот проект также не был успешен, поскольку в малых городах и деревнях многие испугались слов "космическая связь".
В связи с этим главная задача спутниковых операторов — снижать стоимость пакетов и услуг. Некоторым из них уже сегодня приходится работать на грани окупаемости.
Сегодня у российских спутников, используемых для передачи данных компаниям и физлицам, есть всего два владельца: ФГУП "Космическая связь" и "Газпром космические системы" (ГКС). Именно они продают операторам диапазоны частот. Максимально возможный доход с продаж от всего существующего сейчас спутникового ресурса оценивается в $50 млн в год.
По данным заместителя гендиректора ГКС Игоря Кота, средний доход с продажи 1 МГц регулярно падает: с $2–3 тыс. в месяц в 2012 году сейчас он опустился ниже $2 тыс. и продолжит снижаться.
Персональная связь
Космическая сеть пока наиболее активно применяется на морских судах и самолетах. Но в российском подразделении европейского спутникового концерна Eutelsat подчеркивают, что сегодня одно из приоритетных направлений — предоставление массового широкополосного доступа (ШПД).
"Технически есть много самых разных вариантов применения спутникового ШПД: корпоративные сети связи, сети для заправок, обслуживание банковских терминалов, доставка трафика на базовые станции сотовых операторов, мониторинг дорог, передача данных с различных датчиков и радаров. Полезно и для нужд АПК, для телемедицины, — размышляет региональный вице–президент Eutelsat в России Николай Орлов. — При этом технически центральная станция находится в нашем управлении, клиент покупает только конечную станцию в Кa–диапазоне примерно за 27 тыс. рублей. Он платит только за то, что ему необходимо: или за поступающий трафик, или в целом за канал связи".
В то же время некоторые участники рынка уверены, что вышки сотовых операторов в привычном виде вскоре исчезнут, а мобильная связь полностью переместится в космос. Это связано с планами российских властей вывести в космос около 600 низкоорбитальных спутников. Предполагается, что операторы пойдут на этот шаг из соображений экономии.
"Средний срок службы космического спутника — 10 лет. Вывести его на орбиту — разовая трата, однако это окупится, ведь издержки на поддержание связи в таком формате минимальны. Об этом пока мало говорится, но, скорее всего, так и будет", — рассказывает директор петербургского представительства оператора спутниковой связи AltegroSky Сергей Терещенко.
Еще один подход к использованию спутниковой связи — распространение на интернет вещей (IoT). Среди промышленных предприятий такие перспективы наиболее востребованы для мониторинга параметров окружающей среды на промышленных предприятиях, а также в сельском и лесном хозяйстве.
Также спутниковая связь поможет создать гибридные сети для организации "умной" транспортной инфраструктуры, системы контроля ЖКХ и сельского хозяйства, а также трекинга.
По оценке консалтингового агентства J’son & Partners Consulting, перспективы развития рынка спутниковой связи внушительны — к 2025 году он приблизится к показателю 25 млрд рублей.
“
Сегодня у нас задействовано много клиентов из разных секторов экономики, при этом их примерно поровну — как гражданских лиц, так и компаний. Те, кому нет надобности покупать спутниковые телефоны, берут их в аренду. Летом их довольно много. Вряд ли стоит ожидать резкого роста рынка. С другой стороны, все сейчас переходят на услуги, связанные с мониторингом, с трекингом, передачей диспетчерской информации, появляется все больше устройств, которые используют именно спутниковую связь. Например, к ней можно подключить камеры или охранные датчики.
Игорь Поспелов
технический директор компании SATDATA
“
Сегодня на рынке спутникового оборудования наблюдается небольшой рост за счет того, что был предложен долгожданный Kа–диапазон. Но динамика рынка сдерживается высокой стоимостью оборудования. Операторы пытаются увеличить объемы продаж, и по мере продвижения услуг крупными игроками есть шанс, что этот рынок будет развиваться. Потенциал у него большой, а клиенты за счет Kа–диапазона, может быть, даже выиграют в стоимости связи.
Константин Анкилов
аналитик компании "ТМТ Консалтинг"