Рынок корсетного белья в Петербурге меняется: производители говорят о стабилизации после затяжного падения предыдущих лет, а розничные операторы отмечают рост спроса на продукцию отечественного производства. По итогам последних месяцев продажи российского белья выросли почти на 30% по сравнению с прошлым годом. Как объясняют игроки рынка, это связано с колебанием курса валют — выросла стоимость импортных изделий.
Одновременно с этим растет конкуренция. Лидеров рынка, в числе которых компании "Трибуна", "Леди Люкс" и пр., теснят молодые бренды. Они в том числе ориентируются на местных покупательниц старшего и среднего возраста.
Обойтись без импорта
Как подсчитали в компании "Трибуна", спрос на их изделия по итогам 8 месяцев работы вырос по сравнению с данными за аналогичный период 2017 года на 16,5%. "На рынке корсетных изделий отмечается рост спроса, есть интерес к нашему продукту как к российскому. Сегмент женского белья больших размеров, на котором мы специализируемся, в Петербурге недостаточно насыщен. Это является для нас благоприятным фактором", — объясняют в компании. По словам участников рынка, местные компании, как и ряд популярных в России латвийских и белорусских брендов вроде Milavitsa, в основном делают ставку на "сложные размеры".
"Евро дорожает, а вместе с ним и стоимость того же латвийского белья, поэтому сейчас многие покупатели переходят на отечественную продукцию", — говорит Валентина Ментюк, представитель сети магазинов "Дамский каприз". По оценке эксперта, продажи изделий российского производства в сети выросли примерно на 30% по сравнению с 2017 годом.
Подтверждает тенденцию и Дарья Ядерная, генеральный директор Y Consulting. "Спрос на российскую продукцию возрастает в основном в связи с ограничением импорта на отдельные категории нижнего белья, а также нестабильностью валютной конъюнктуры", — говорит она.
По оценке Татьяны Львовой, президента компании "РозТех" (сети магазинов "Дикая Орхидея", "Бюстье" и "Дефиле"), ситуация на российском рынке корсетных изделий сейчас стабильна: "Можно говорить о небольшом снижении трафика в сетях всех ценовых сегментов. Но именно в Петербурге эта разница по отношению к прошлому году практически незаметна".
Новая волна
В отличие от отечественных компаний, западные производители корсетных изделий главным образом изготавливают белье стандартных размеров, ориентированное на массовый спрос.
"Нишу с малыми размерами занимают итальянские и корейские производители, продукция которых представлена в сетевых магазинах вроде Intimissimi. В основном их продукция пользуется спросом у молодежи", — рассказывает Валентина Ментюк. Впрочем, в этом году зарубежные компании, специализирующиеся на продаже белья, продолжили наращивать обороты в Петербурге.
По данным Colliers International, в пятерке самых быстрорастущих сегментов ретейла в 2018 году fashion лидирует с большим отрывом, его доля составляет 52%. В течение этого года в торговых центрах Петербурга в сегменте нижнего белья открывались такие бренды, как Victoria’s Secret, Woman’s Secret, Undi z и Etam.
Помимо широко известных брендов в последние годы на рынке белья появились новые игроки, активно развивающие небольшие производства в Петербурге. Так, например, в городе продается продукция под марками Touch Touch, Passionzu, Crystal Moods, Corporelle и многие другие. По подсчетам участников рынка, в городе работает не менее 10 таких производств.
Непростой пошив
Сдерживающим фактором развития отрасли является дефицит специалистов.
"Самая большая проблема, о которой мы можем говорить вечно, — поиск людей, которые могли бы соответствовать нашим требованиям. Пошив нижнего белья является одним из самых тяжелых направлений швейной отрасли. Это кропотливая и мелкая работа с деталями, которую не все смогут осилить (даже профессионалы 4–го разряда)", — объясняет Зульфира Мансапова, дизайнер и идеолог петербургской марки Passionzu.
Поддерживает дизайнера и Карина Ляшенко, представитель компании "Трибуна": "Производство корсетных изделий — второе по сложности после шитья мужского пиджака. Во время шитья бюстгальтера осуществляется до 42 операций, при которых очень важно соблюдение качества процедур, это ювелирный подход".
С точки зрения Ксении Реченской, дизайнера и основателя марки нижнего белья Corporelle, основная трудность заключается в отсутствии отечественных производителей материалов для нижнего белья. "В связи с этим возникает ряд проблем, которые затрагивают производителей сегодня, — рост курса евро, трудности с доставкой, высокие таможенные пошлины и пр. Исторически сложилось, что Франция — центр производства кружева (Кале) и шелка (Лион). Россия славится производством хлопка и льна, но для производства нижнего белья необходимы более деликатные материалы", — говорит предпринимательница.
Тренд на экономию
"Корсетная продукция — достаточно специализированный продукт, который пользуется очень нишевым спросом. Плюсом является то, что этот товар находится вне тренда и продается достаточно стабильно. Несмотря на это, в целом рынок сейчас склоняется к более базовым моделям белья, трикотажному белью и бралеттам — максимально свободным бюстам, полуспортивному белью", — рассказывает о трендах Дарья Ядерная. По оценке эксперта, в структуре рынка доминирует ценовая группа бюджет/эконом, при этом средний ценовой сегмент в существенной степени проваливается. Сейчас, по данным Y Consulting, корсетная группа занимает до 10% российского рынка женского белья.
По итогам 2017 года объем продаж женского белья в России составил 203,8 млрд рублей, что на 2,4% выше, чем годом ранее, в натуральном выражении докризисный оборот рынка так и не был превышен.
“
Корсетными изделиями серьезно занимается «Трибуна» в Петербурге и еще примерно три фабрики в Москве. Их мало, потому что в России невыгодно производить белье. Весь мир шьет в Бангладеш и Китае: там дешевле. Кроме того, нам нужны новые швейные машинки, которые могут сшивать тонкий трикотаж. Не так давно мы проводили исследование по просьбе японской сети Uniqlo: они предложили нам найти фабрику, которая могла бы отшивать 100 тыс. единиц белья в месяц. В Петербурге таких фабрик нет, среднее предприятие выпускает только 5 тыс. изделий.
Светлана Молчанова
президент Союза производителей легкой промышленности
“
Наибольшим спросом у наших покупательниц пользуются раздельные комплекты и некоторые виды нижней части гардероба. Что до размеров, то S и M вне конкуренции. Наша компания на рынке 4 года, и в основном до этого мы ограничивались кожаными изделиями: портупеями и ремешками. Сейчас решили заняться производством и розничной продажей нижнего белья, поскольку отечественная продукция действительно востребована, по–моему мнению, и только набирает обороты.
Наталья Назаренко
владелица магазина Harness–Hall
“
В наши магазины мы берем только концептуальное нижнее белье, например окрашенное в технике tie–dye или с феминистическими надписями. Мы сотрудничаем с брендами Goldmans, Tie–Dye Maniac, долго работали с Narvskaya Dostava. Обычного нижнего белья в нашем ассортименте нет — чтобы белье красиво представить, его должно быть много. Тем не менее производителей белья в Петербурге много, они нам периодически пишут. Думаю, материала нужно не очень много, поэтому себестоимость ниже, чем у пошива футболки, например, но сам пошив сложнее.
Марина Колбакова
совладелица мультибрендовых бутиков «Мыльная белка» и «Отдел»