Бизнес на долгострое. Производители высокотехнологичного оборудования находят новые рынки сбыта за рубежом

Автор фото: Рогинская ГЭС

$9 млн за проект из прошлого

"Ракурс" специализируется на создании и обслуживании систем промышленной автоматизации — в первую очередь в энергетике. Входящие в ГК "Ракурс" компании показали выручку за 2017 год размером около 1,4 млрд рублей. Основную долю выручки группы приносят модернизация теплоэлектростанций и строительство небольших ГЭС. К таджикскому проекту ООО "Ракурс–Инжиниринг" присоединилось еще в 2016 году после победы в конкурсе на поставку оборудования для Рогунской ГЭС на $5 млн. В этом году получен новый заказ на $4 млн (итого около 600 млн рублей).
Заказчиком строительства выступает таджикское ОАО "Рогунская ГЭС", акции которого на 86% принадлежат республиканскому комитету по инвестициям и госимуществу.
Если вычленять из рынка оборудования для электростанций узкий сегмент систем автоматизации для ГЭС, то здесь, кроме "Ракурса", никого просто нет, уверяют другие участники этого рынка.
В петербургском АО "Электронмаш" говорят, что занимаются поставками высоковольтных ячеек для щитового оборудования электростанций. В ООО "НГ–Энерго" и АО "Звезда–Энергетика" строят под ключ объекты распределенной и дизельной генерации, в том числе системы автоматизации.
"На самом деле предлагать рынку комплексное решение, готовые объекты проще и выгоднее, — рассуждает один из участников рынка. — В проекте типа Рогунской ГЭС на стыках ответственности сразу десятка подрядчиков могут возникать проблемы, поэтому браться за них стоит либо от безысходности, либо если ты отчаянный парень".
Искать рынки сбыта за пределами России сейчас нормально, считают эксперты. В нашей стране давно не строят новых крупных ГЭС, тогда как даже в пределах СНГ есть многомиллиардные проекты в этой отрасли.
"В том же Вахшском каскаде планируется сооружение Шуробской ГЭС, в Армении и Киргизии могут быть построены несколько новых гидроэлектростанций, а в Казахстане собираются возводить Кербулакскую ГЭС", — перечисляет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Кроме того, в электроэнергетике активно развивается такое направление, как малые и средние ГЭС.
"Однако стоит помнить, — подчеркивает эксперт, — что мировая конкуренция в энергетическом машиностроении весьма высока и компаниям из РФ предстоит жесткая борьба за заказы".

Миллиарды в скале

Рогунский гидроузел начал строиться на реке Вахш еще в 1976 году, ГЭС с плотиной высотой 335 м должна была стать верхней ступенью каскада. Попросту говоря, плотиной служит скала, а машинные залы располагаются внутри этой скалы. Тоннели и штольни тянутся на 75 км. Высота плотины и проектная мощность 3,6 ГВт — рекордные для Средней Азии.
Однако проект был заморожен в 1990–х годах. Только в 2004 году правительство Таджикистана заключило соглашение с "Русалом" о достройке ГЭС. Однако компания Олега Дерипаски в итоге отказалась от проекта, так как местные власти не согласились с ее предложением снизить высоту плотины на 50 м.
В 2010 году подрядчиком проектных работ стала финская Poyry, а к инвестированию привлекли Всемирный банк. Однако международные эксперты предложили уменьшить высоту плотины еще больше — до 170 м, и власти Таджикистана отказались от услуг и Всемирного банка.
"Для них принципиально возвести ГЭС именно как самую крупную в Средней Азии, это не только экономический, но и политический проект", — рассказывает источник, близкий к проекту. Нынешний проект достройки Рогунской ГЭС оценен в 36,6 млрд таджикских сомони, или $3,9 млрд.
Власти республики 2 года назад пообещали запуск первых трех гидрогенераторов мощностью 600 МВт до конца 2018 года. Однако сейчас речь идет, говорят эксперты, о запуске лишь одного генератора.

С миру по нитке

У таджикской стороны возникают проблемы с финансированием проекта. Правительство в 2010 году запустило полупринудительную продажу акций ОАО "Рогунская ГЭС" населению. Кроме того, акции поступили в свободную продажу иностранным инвесторам.
Допэмиссия за счет привлечения в США и Европе гарантированных бюджетом займов позволила увеличить к 2018 году уставный капитал с $0,6 млрд до $1,5 млрд. Декларируется, что именно из этих денег производится оплата труда подрядчиков.
"Значит, пока удалось собрать меньше половины нужной суммы, и достройка ГЭС способна затянуться еще на много лет", — говорит источник, знакомый с параметрами проекта.
Окупать затраты на Рогунскую ГЭС Таджикистан собирается за счет продажи электроэнергии в соседние страны: соседям из бывшего СССР, в Афганистан, Пакистан и Индию.

Рынок в новом ракурсе

"Ракурс" не только рассчитывает на своевременную оплату труда, но и видит в запуске первого гидрогенератора ГЭС имиджевые приобретения.
"Рогун — это проект, который у всех на виду, за которым следит весь регион", — подчеркивает заместитель гендиректора "Ракурс–Инжиниринга" Владимир Лелин. Тем более компания не первый год работает в Средней Азии, и в регионе специалисты петербуржцев уже знают.
Общий портфель заказов "Рубежа" в 2018 году достигнет, согласно прогнозам, 1,5 млрд рублей. На российские заказы "Русгидро" пришлось 665 млн рублей. Остальное — контракты в Средней Азии: кроме Таджикистана группа "Ракурс" работает над проектами в Узбекистане и Киргизии.
В каждом из этих случаев петербуржцам удалось завязать отношения напрямую с правительствами среднеазиатских стран. В Узбекистане компания готовила технические условия для нескольких ГЭС, в Киргизии занималась наладкой автоматики для действующих электростанций. В Казахстане "Ракурс" обсуждает участие в реконструкции введенной в эксплуатацию 60 лет назад Усть–Каменогорской ГЭС.
Ситуация, когда петербургские энергостроители из–за недостатка заказов в России вынуждены делать ставку на зарубежные контракты, повторяется и в атомной энергетике. На фоне того, что у нас последние 7 лет строилось всего по одному энергоблоку в год, Ижорские заводы осваивают поставки в Турцию, а АО "ЦКБМ" — в Венгрию.