Среди грузов в лидерах падения — нефть.
В портах Петербурга и Ленинградской области объем перевалки грузов по итогам января–сентября 2018 года сократился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 171,5 млн т. Такие данные предоставили Администрации морских портов Балтийского моря.
Нефтяной отлив
После летней встряски в аутсайдерах оказалась нефть. Сокращение перевалки этого сырья в порту Приморск подорвало общие показатели работы всех российских портов Балтийского бассейна. Если в июне–июле впервые за год перевалка нефти вышла на уровень предыдущего года, а оборот по нефтепродуктам даже вырос, осенью цифры снова пошли вниз. В целом за 3 квартала объемы нефти, которые прошли через Приморск, сократились на 17%, гласят данные статистики. В сентябре показатель упал сразу на 22%. Выходит, что российские нефтяники пока не спешат воспользоваться высокими ценами на нефть.
Компенсируют потери областного порта нефтепродукты, темпы роста их перевалки растут от месяца к месяцу. Аналитики связывают увеличение объемов поставок нефтепродуктов на экспорт с падением рубля. Внутренний рынок в таких условиях становится менее интересным. Как следствие, на российских биржах ощущается недостаток топлива, и внутренние цены растут. Но пока экспорт нефтепродуктов значительно выгоднее, чем их продажа на российских АЗС.
Всего Приморск обработал с января по сентябрь 39,8 млн т, на 11% или на 4,9 млн т меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Такая же динамика наблюдается в Усть–Луге. Перевалка нефти падает, с января по сентябрь — на 18%, с 24 млн до 20 млн т. Объемы нефтепродуктов остаются на уровне прошлого года — 21,8 млн т.
Хотя в Большом порту Санкт–Петербург перевалка нефтепродуктов на экспорт выросла за 3 квартала более чем на четверть, ее вклад в общую статистику не столь существен. И в целом перевалка наливных грузов на Северо–Западе мало–помалу идет на спад. В итоге Петербургский нефтяной терминал рассматривает возможность начала работы в формате нефтебазы.
Чтобы мощности были востребованными, еще в прошлом году президент России Владимир Путин заявил о необходимости перевалки нефтепродуктов через российские порты, а не через порты Прибалтики. Речь шла, в частности, о продукции белорусских нефтепереработчиков. Но они пока предпочитают работать с партнерами из ЕС.
Так, год назад Белорусская нефтяная компания (БНК) заключила с Литовскими железными дорогами трехгодичный контракт на перевозку нефти и нефтепродуктов. Также СМИ сообщали и о других планах по сотрудничеству Белоруссии со странами Прибалтики по транспортировке нефтепродуктов. Все это не позволяет надеяться на дополнительный приток нефтепродуктов в российские порты на Балтике.
Между плюсом и минусом
Ситуация с перевалкой других грузов развивается в рамках трендов, сформировавшихся в начале второго полугодия. Например, с лета продолжается падение перевалки угля.
"Ростерминалуголь" (порт Усть–Луга) 16 млн т угля в этом году отправил на экспорт к 11 октября. В прошлом году такой показатель был достигнут еще в начале сентября.
Виной тому — начатые в июле работы по плановой замене оборудования. Работы на вагоноопрокидывателе вышли на завершающий этап в конце прошлой недели. Новое оборудование будет введено в строй уже в конце октября 2018 года, сообщают в компании. Стоимость проекта превышает 500 млн рублей.
Спрос на перевалку угля в российских гаванях сейчас высокий, рассказывают участники рынка. Как отметил заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО "Морской порт Усть–Луга" Олег Дехтярь, несмотря на то что некоторые аналитики сообщают, что пик спроса на уголь позади, в ближайшие годы данный груз останется интересным для рынка. Компания как раз работает над проектом нового угольного терминала.
Но пока что в отсутствие достаточного объема мощностей в отечественных портах уголь и кокс находят альтернативные пути для выхода на иностранные рынки. Например, грузооборот порта Рига за январь–сентябрь 2018 года вырос на 4,8% в сравнении с соответствующим показателем прошлого года, до 26,7 млн т, и объем перевалки угля в рамках этого показателя вырос на 11,5% — до 10,4 млн т.
Статистика показывает переменчивую динамику по перевалке в портах Петербурга и Ленобласти минеральных удобрений. В Большом порту показатель по данному виду груза упал на 23%, до 575,2 тыс. т. В Усть–Луге после падения объемов в июле–августе в сентябре показатель вышел в плюс, причем сразу почти на 50%.
Основные грузовладельцы, отправляющие свою продукцию на экспорт через порты Северо–Запада, "Уралкалий" (владеет Балтийским балкерным терминалом) и "Фосагро" (управляет терминалом в Усть–Луге), изменения в динамике не объяснили. Всего за 3 квартала минеральных удобрений в крупнейшем порту было перевалено на 26% больше, чем за такой же период в прошлом году, что составило 2,7 млн т.
Северные контейнеры
Контейнерные терминалы сбавили темпы роста грузооборота. Крупнейший на Северо–Западе и в целом в России по перевалке контейнеров по–прежнему Большой порт. Там рост за последние 3 месяца замедлился с 17 до 15%. Контейнерооборот Петербургского порта с января по сентябрь составил 1,6 млн TEU. Одно из достижений этого года, отмеченное еще в конце лета, — решение проблемы порожних контейнеров. Соотношение экспорта к импорту выровнялось, что, как отмечают аналитики, привело к росту рентабельности перевалки.
Как говорят участники рынка, у каждого стивидора ситуация по наличию контейнеров своя. У некоторых игроков в последние месяцы нехватка контейнеров для экспорта усиливается, отмечает начальник коммерческого отдела ПАО "КЦТЛ" Сергей Лонцих. Как объясняет директор агентства InrfaNews Алексей Безбородов, сокращение импорта, которое отмечается сегодня, связано с падением курса рубля.
В Усть–Луге показатели по перевалке контейнеров остаются незначительными. По итогам 9 месяцев порт обработал 56,8 тыс. TEU. Общая мощность контейнерных терминалов в портах Балтики — около 5 млн TEU, при этом за прошлый год было обработано всего 2,23 млн TEU. Для сравнения: всего в 2017 году в отечественных портах обработали 4,62 млн TEU.
В этом году, несмотря на увеличение грузооборота, терминалы снова останутся сильно недозагружены. Вместе с тем перспективные проекты увеличения мощностей по обработке контейнерных грузов на Северо–Западе рассчитаны на перевалку около 11 млн TEU. Ключевым событием для Северо–Запада, а также всего рынка международной логистики стал проход по Северному морскому пути судна–контейнеровоза Venta Maersk, которое дошло с Дальнего Востока до Петербурга в конце сентября. На судне в терминал "Петролеспорт" было доставлено 660 контейнеров, в том числе рефрижераторные контейнеры с рыбной продукцией Камчатки.
Но в компании Maersk отметили, что в настоящее время они не рассматривают Северный морской путь как коммерческую альтернативу океанскому маршруту через Суэцкий канал.
“
Что касается минеральных удобрений, ситуация с ростом перевалки логична. Показатель растет вдогонку за ценой на товар. Например, цена на карбамид в прошлом году составляла $180 за тонну, а в этом году — уже $350. В случае наложения дополнительных санкций на Иран карбамид еще скакнет в цене.
Высокий спрос на удобрения обусловлен их использованием. Они нужны для зерна и прочей сельхозпродукции: земли истощаются, население растет, поставщиков калийных удобрений по пальцам можно пересчитать. Таким образом, тренд на рост цены и объема будет до конца года точно держаться.
Константин Гриневич
Гендиректор Логистической Компании "Глогос Проект"
“
Сейчас поставки топлива на экспорт выгоднее, чем продажи на внутреннем рынке. Как ситуация будет развиваться дальше, зависит от государства. Если регулирование внутреннего рынка ослабят и цены подрастут, для нефтяных компаний бизнес внутри страны обретет экономический смысл. Тогда и поставки нефтепродуктов за рубеж могут снизиться.
Что касается сырья, переговоры с ОПЕК заключаются в том, чтобы сокращать добычу нефти. В соответствии с этим, конечно, снижаются и объемы вывоза товара за рубеж.
Вадим Фомин
исполнительный директор ООО "Ростехразвитие" (нефтетрейдер)