Петербургские туроператоры отмечают, что спрос на часть направлений пострадал, а на некоторые, напротив, вырос.
Сокращение потока
В начале октября этого года землетрясение магнитудой 5,3 произошло в Японии, на острове Хоккайдо. Одновременно тайфун "Конг Рэй" накрыл северо–западные районы страны, от стихии пострадало более 20 человек. По подсчетам онлайн–тревел–агентства "Купибилет", тогда продажи авиабилетов в Японию упали на 53%. "Япония никогда не была популярным направлением у россиян, и доля продаж билетов по этому направлению незначительна", — объясняют в компании. Поэтому новости существенно не повлияли на решения российских путешественников. Между тем, по данным Интерфакса, на фоне природных бедствий общий турпоток в Японию упал впервые за 6 лет. Так, в сентябре страну посетили 2,16 млн туристов — это на 5,3% меньше, чем за тот же период 2017 года. "Это первое снижение почти за 6 лет. Значительнее всего снизился поток гостей из Южной Кореи, Китая, Гонконга и с Тайваня", — отмечается в сообщении агентства.
Вопреки всему
Практически одновременно с событиями в Японии появились сообщения о том, что в нескольких провинциях на северо–востоке Турции сходят сели. В частности, пострадали Ризе, Трабзон, Орду и Артвин. Также в некоторых районах были затоплены населенные пункты. Впрочем, это практически не повлияло на интерес россиян к отдыху в Турции. Спрос на билеты упал всего на 6%, и в основном это связано с завершением туристического сезона.
"Количество поисковых запросов по направлению медленно снижается, а вот количество бронирований, наоборот, за месяц увеличилось на 10%. Помимо того, сократились возвраты и обмены", — отмечают в компании "Купибилет".
Значительно хуже дела обстоят у Индонезии. Утром 28 сентября у побережья острова Сулавеси произошло землетрясение магнитудой 6,1 балла. Жертвами стихии оказались 1,9 тыс. человек.
"Возвраты билетов выросли на 50% — стихийное бедствие заставило россиян пересмотреть планы", — говорят в "Купибилет". Впрочем, после землетрясения продажи авиабилетов в Индонезию не только не упали, напротив, отмечено незначительное увеличение спроса — примерно на 5%.
"Даже если власти выступают с официальным заявлением о возникновении чрезвычайной ситуации, которая может представлять угрозу жизни и здоровью туриста, то, как правило, потребительский спрос на туры в такие страны меняется незначительно", — считает Светлана Мержвинская, практикующий юрист и советник исполнительной дирекции СЗРО РСТ по работе с туркомпаниями. Как отмечают эксперты, часто туристы рассчитывают на массовые отказы от туров в страну, которую настигает природный катаклизм. При этом они надеются, что туроператор, пытаясь избежать убытков, начнет снижать цены.
Природные катаклизмы не обошли и туристов, путешествующих по России. Однако в данном случае природное явление, наоборот, поспособствовало росту интереса к направлению.
В Челябинской области в сентябре было зафиксировано два толчка магнитудой 5,6 и 4,6. По данным сервисов бронирования, с 5 сентября спрос на билеты в Челябинск вырос на 6%, продажи — на 20%, возвраты и обмены сократились примерно на 30%.
Кому вернут деньги
По словам экспертов, если турист купил путевку за рубеж, но вскоре узнал о возможном стихийном бедствии или смене власти в этой стране, он может отказаться от опасной поездки и вправе рассчитывать на финансовую компенсацию.
Ситуация с природными бедствиями подпадает под действие ст. 14 закона "Об основах туристской деятельности".
"Турист имеет право на расторжение договора о реализации туристского продукта и возврат денежных средств в том случае, если заявление о стихийном бедствии или политических волнениях было официально озвучено МИД РФ, Ростуризмом или Роспотребнадзором. Как только что–то подобное происходит, официальные и полномочные органы сразу реагируют написанием публичных сообщений на своих сайтах, но нужно внимательно читать — возможно, опубликованы лишь рекомендации вести себя осторожнее, находясь в туристической поездке в упомянутом регионе", — поясняет Светлана Мержвинская. По словам юриста, даже если официального запрета не было, турист имеет право перенести спорную ситуацию в судебную плоскость.
"Анализ судебной практики показывает, что большое количество судебных решений принимается в пользу туриста, решившего отказаться от туристической поездки по причинам возникновения в стране временного пребывания угрозы безопасности его жизни и здоровью", — говорит она.
По данным аналитического центра "АльфаСтрахование", составившего список стран, в которых путешествующие россияне чаще всего обращались в страховую компанию за медицинской помощью, на первом месте оказался Кипр, на него этим летом пришлось 16% обращений всех застрахованных. Второе место занимает Турция (13%), третье — Болгария (11,5%), на четвертом месте — Испания (9%), на пятом — Греция (4%).
По словам Юлии Большаковой, генерального директора туристической компании "Питертур", как правило, после происшествия спрос вновь восстанавливается. "Когда спрос на направление падает, мы стараемся переориентировать клиента и предложить альтернативу в пределах того же направления", — говорит эксперт.
“
Внезапные катастрофы оказывают влияние на туристический поток только в краткосрочной перспективе. Спрос несколько снижается после того или иного происшествия, но восстанавливается после устранения последствий катаклизма. Игрокам туристического бизнеса в это время приходится непросто: путешественники могут отменить поездку, перенести даты или сменить направление. Даже в случае невозвратного тарифа мы договариваемся об отмене с отелями и поставщиками напрямую, чтобы вернуть клиентам средства хотя бы частично.
Наталья Радченкова
директор по маркетингу сервиса Ostrovok.ru
“
Природные катаклизмы если и влияют на турпоток, то лишь в краткосрочной перспективе, после чего, обычно по прошествии 2–6 недель, спрос полностью восстанавливается. В случае возникновения подобных ситуаций мы рекомендуем клиентам следовать указаниям гидов на местах, которые, в свою очередь, получают оперативную информацию и рекомендации о принятии необходимых действий от местных властей. Также все официальные рекомендации и предупреждения от контролирующих исполнительных органов (Ростуризма и Роспотребнадзора) о неблагоприятной обстановке в том или ином туристическом регионе туроператор может разместить для клиентов компании на главной странице своего сайта.
Светлана Баранова
представитель туроператора "Библио–Глобус"