Петербургские метростроители заявили об очередной просрочке выплаты заработной платы. Сотрудники предприятия начали требовать деньги, недополученные с августа. В "Метрострое" подчеркивают, что никакой забастовки нет, выход из кризисной ситуации ищут совместно с властями. Однако на фоне новых проблем компании в Смольном требуют сдачи Фрунзенского радиуса ударными темпами.
Сегодня, 25 октября, сотрудники строительно-монтажных управлений "Метростроя" собрались у офиса компании на Загородном проспекте и потребовали закрытия долгов по заработной плате. По словам работников предприятия, с ними до сих пор не могут рассчитаться за август и сентябрь.
В самой компании признают, что проблема достигла пика, но выход из кризисной ситуации есть. В скором времени ожидаются поступления оставшихся средств по контракту на Невско-Василеостровской линии, а также расчеты по договорам на Фрунзенском радиусе и Лахтинско-Правобережной линии. До конца месяца долги за август обещают полностью закрыть. К середине ноября должна быть погашена задолженность по зарплате за сентябрь.
"Пойдем на Смольный"
Метростроители объявили всеобщий сбор еще в начале нынешней недели, когда в соцсетях стали появляться призывы к походу в офис компании. Самые активные при этом поставили работодателю своеобразный ультиматум: если к вечеру среды, 24 октября, деньги так и не переведут, люди не только потребуют встречи с руководством, но и приведут с собой телевидение.
"В этот раз надо идти до конца, а не так, как обычно: пообещают какие-то проценты от зарплаты, и все успокоились, ждем дальше еще месяца три. Хватит", — призвал один из участников группы "СПб Метрострой" в соцсети "ВКонтакте" Алексей Алексеев.
"В управе скажут, что все стабилизируется, деньги выплатим, не переживайте. Все хорошо, проблемы решены, транш пошел, приходите завтра на работу. Ну или, наоборот, посмотрят свысока и скажут: попрощайтесь со своими рабочими местами, ребята, мы вам выплатим все, но это ваш последний договор, нам правдорубы на … не нужны, и не лезьте не в свои дела", — предположил еще один участник группы Александр Андреевич.
Как сообщили "ДП" в "Метрострое", называть визит работников в офис забастовкой некорректно. Ранее подобные разговоры с недовольными сотрудниками уже проходили. Так, в мае состоялась встреча генерального директора Николая Александрова с представителями профсоюзных организаций. Тогда главные вопросы касались задержки выплаты зарплаты и сокращения численного состава организаций в связи с окончанием строительства Невско-Василеостровской линии.
Основная причина задержки зарплаты, по версии "Метростроя", связана с отставанием приемки заказчиком выполненных работ. Кроме того, существенно сказывается на движении финансовых средств система банковского сопровождения, обязательная для подрядчиков. Проведение платежей, в том числе на заработную плату, в ряде случаев достигает месяца и более.
"На встрече руководство "Метростроя" выслушало претензии работников субподрядных организаций и сообщило, что утром этого же дня состоялось совещание с участием заказчика (КРТИ и Дирекции транспортного строительства), где был подготовлен детальный график приемки и оплаты работ по действующим контрактам на строительство метро до конца года. На основании этого графика подрядные организации смогут постепенно погасить задолженность и к концу 2018 года выйти на плановый график выплаты заработной платы. На сегодняшний день метростроители уже частично получили зарплату за август, до конца октября она будет выплачена полностью. К середине ноября должна быть погашена задолженность по заработной плате за сентябрь", — уточнили в компании.
В управлении "Метростроя" признают, что сейчас ситуация с долгами уже достигла своего пика, но есть основания полагать, что в ближайшее время начнется выход из кризиса совместно с городом.
"Признаками предстоящей стабилизации является закрытие в ближайшее время работ и получение оставшихся средств от заказчика по контракту на строительство Невско-Василеостровской линии. Кроме того, ожидается поступление средств и по другим контрактам: Фрунзенского радиуса и Лахтинско-Правобережной линии. Помимо этого будет продолжаться работа по корректировке и приведению в соответствие рыночной стоимости тарифов на заработную плату, заложенных в действующих контрактах", — отметили в пресс-службе предприятия.
Тарифные разногласия
По данным "Метростроя", сегодня тарифные ставки, закладываемые в сметы на сооружение объектов, заказчиком которых является государство, рассчитываются на основании федеральных расценок, установленных в 2001 году. Корректировка цен производится методом применения индексов-дефляторов, которые по факту далеки от рыночных показателей. Таким образом, действующая система ценообразования не соответствует рыночным реалиям, поэтому ситуация достигла критического уровня. Начальник отдела внутреннего контроля и консолидированной отчетности ОАО "Метрострой" Елена Еникеева пояснила, что заработная плата рабочих, предусмотренная действующими контрактами на строительство метро, составляет от 11 тыс. до 30 тыс. рублей. В то же время фактическая заработная плата рабочего-метростроителя составляет 40–65 тыс. рублей в месяц.
"Занижение фонда оплаты труда основных рабочих влечет за собой занижение фонда оплаты труда ИТР, вспомогательного и административно-хозяйственного персонала, а также налогов и других накладных расходов, так как норматив на эти расходы формируется в процентном отношении к заработной плате основных рабочих. Общий масштаб потерь в рамках только одного контракта выражается в миллиардах рублей", — добавила Елена Еникеева.
Строительство станции метро "Проспект Славы". На снимке: рабочая лестница тоннеля наклонного хода.
Долговая яма
По официальным данным Государственной инспекции труда Петербурга, за 2018 год в ведомство поступило около 40 обращений по вопросу невыплаты зарплаты организациями, подведомственными ОАО "Метрострой". Во всех подразделениях компании были проведены внеплановые проверки, выданы обязательные для исполнения предписания. Кроме того, результаты инспекций направлены в Следственный комитет.
Ранее в отношении руководителя одного из предприятий было возбуждено уголовное дело. Речь идет о главе ЗАО "СМУ-11 Метрострой" Андрее Морозове, которому вменяли уклонение от налогов на сумму более 700 млн рублей. Еще один эпизод касается невыплаты зарплаты на 70 млн рублей. В апреле Приморский суд приговорил Морозова и предпринимателя Олега Хорева к лишению свободы на 3 года условно по факту неуплаты налогов. Оба фигуранта при этом попали под амнистию.
На данный момент Трудинспекция добилась существенного сокращения задолженности по зарплате работникам семи подразделений: ЗАО "СМУ-11 Метрострой" (за 2018 год погашено 150 млн рублей); ЗАО "Управление-15 Метрострой" (60 млн рублей); ООО "Тоннельный отряд — 4" (20 млн рублей); ЗАО "Управление-20 Метрострой" (40 млн рублей); Управление механизации — филиал ОАО "Метрострой" (170 млн рублей); ООО "СМУ-9 Метрострой" (140 млн рублей); ЗАО "Тоннельный отряд — 3" (40 млн рублей).
Суровый дедлайн
В Смольном между тем требуют своевременной сдачи продолжения Фрунзенского радиуса и не рассчитывают, что проблемы с зарплатой скажутся на строительстве новых станций. По действующим условиям госконтракта "Метрострой" должен до 20 декабря нынешнего года завершить все работы и обеспечить ввод в эксплуатацию построенного участка.
"В настоящее время готовность участка линии составляет 92%. На данный момент по объекту завершены путеукладочные работы, производятся отделочные работы на станциях "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары", а также в пешеходных переходах и вестибюлях. Продолжаются работы по монтажу оборудования и инженерных систем, демонтажу временных сооружений, перекладке инженерных сетей с последующим подключением объектов к постоянным инженерным системам. Ведется благоустройство территории станции "Южная". Основной упор в настоящее время ОАО "Метрострой" должен быть сделан на поставку недостающего для завершения работ оборудования и материалов", — сообщили в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
Строительство станции метро "Проспект Славы". На снимке: эскалатор.
Согласно допсоглашению к договору на строительство трех станций Фрунзенского радиуса, заключенному 16 октября между СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" и ОАО "Метрострой", общий срок действия госконтракта продлен до 31 мая 2019 года. Приемка исполнительной документации на строительно-монтажные работы и финансовые взаиморасчеты между подрядчиком и заказчиком ожидаются именно в этот период.
Финансирование строительно-монтажных работ по созданию новых станций Фрунзенского радиуса в размере 3,2 млрд рублей было перенесено на 2019 год для проведения окончательных взаиморасчетов. Несмотря на жесткие условия, в Смольном требуют, чтобы новые станции стали доступны для пассажиров в конце 2018 года. Заказчики говорят, что к ним претензий быть не может, поскольку они выполняют все свои обязательства вовремя и в полном объеме. Так, в августе "Метрострою" был перечислен очередной аванс на закупку оборудования, материалов и авансирования субподрядчиков в сумме 1,89 млрд рублей со сроком погашения до 20 декабря 2018 года. По последним сведениям КРТИ, аванс пока не погашен.