Согласно документации, опубликованной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, комиссия за каждый проданный билет по банковской карте составит 1,7%. Как сообщили "ДП" в Кунсткамере, за 2017 год музей посетили 539 тыс. человек (для сравнения: Петергоф — 4,9 млн гостей, Эрмитаж — 3,2 млн). Исходя из стоимости контракта (800 тыс. рублей), объем продаж по банковским картам составит 47 млн рублей, или около 30% общей выручки. Цена входного билета в музей — 300 рублей.
"Газпромбанк по эквайрингу работает в том числе с Эрмитажем, государственными музеями–заповедниками "Петергоф" и "Царское Село", — комментирует Антон Трифонов, начальник управления внешних связей Газпромбанка. По его словам, конкурс Кунсткамеры является для банка абсолютно стандартным и выигран с соблюдением всех норм действующего законодательства.
По оценкам опрошенных "ДП" банков–эквайеров, комиссия в размере 1,7% вполне рыночная, но при соблюдении конкурсных процедур могла стать еще ниже. "Кроме экономической выгоды банки могут делать ставку на сотрудничество с партнером с мировым именем, и участников в этом случае было бы больше, чем один банк", — отметил один из банкиров. По его словам, рынок эквайринга в музеях давно поделен и никто не станет воевать на нем публично. Последний известный случай публичного спора банкиров из–за эквайринга произошел в декабре 2016 года. Тогда банк "Санкт–Петербург" оспорил в ФАС победу Сбербанка в конкурсе ГУП "Пассажиравтотранс" на эквайринг в городских автобусах. В жалобе банк указал, что не согласен с требованием обеспечить прием карт "ПРО100", эмитентом которых является Сбербанк. Кроме того, в документации фигурировал файл под названием "22.11.2016_ТОМ 4 Проект договора эквайринга Сбер_для ПАТ", что могло наводить на мысль о привлечении специалистов будущего банка–победителя к разработке документации.
"Практика закупки эквайринга у единственного поставщика достаточно странная, так как услуга не монополизирована и не является эксклюзивной, его делают все банки, кто–то дороже и технологичнее, кто–то дешевле, но не менее качественно", — заметил другой банкир.
По его мнению, при открытых закупочных процедурах организатор может получить больший набор сервисов и технологических разработок, чем в тендере с заведомо определенным поставщиком. Например, на условиях закупки у единственного поставщика в августе этого года Театр комедии им. Акимова заключил договор эквайринга с банком "Санкт–Петербург" на 3,5 млн рублей при сравнительно высоком размере комиссии 2,8%, а Театр эстрады им. Райкина — с Банком ВТБ на 600 тыс. рублей с комиссией 3,5%.