Петербургские предприниматели бьют тревогу: с января должна кратно — до 2,5 раза — вырасти плата за вывоз мусора. При этом производители отходов потеряют возможность контролировать качество услуги. Это сильно ударит по активной части общества, бизнесменам, и может вызвать ненужное властям напряжение. В Московской области тема уже выводила людей на улицы (на фото).
Монопольно контролировать соблюдение чистоты у контейнеров собирается оператор по работе с отходами, ГУП "МПБО–2". ГУП еще весной начало рассылать руководителям бизнеса письма с требованием предоставить данные для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Ссылаясь на ФЗ "Об отходах производства и потребления", замглавы "МПБО–2" Александр Куренков сообщал, что собственники ТКО обязаны заключить с 1 января 2019 года договор с регоператором, в зоне действия которого они производят мусор.
Руководителям, в частности, предлагалось сообщить, сколько метров площади занимают их магазины, учреждения общепита, аптеки, салоны красоты, прачечные, химчистки, бани–сауны и тому подобное. А также предполагаемый годовой объем образуемых отходов в кубометрах.
"До сих пор мы сами нанимали перевозчика, и он с нами договаривался о размере оплаты, рассчитывая по кубометрам, доставляемым на полигон. Выходило около 10–15 кубов с магазина торговой площадью 200 м2, то есть около 15 тыс. рублей, — рассказывают в "Торговом доме "Реалъ". — В новом году, если следовать утвержденному нормативу, придется платить за все 400 м2, с подсобками выйдет 39,6 тыс. в месяц".
Бизнес жалуется, что представители оператора и чиновники не объясняют, почему меняется тариф и каковы гарантии, что мусор будет вывозиться вовремя и на площадках будет чисто.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Петербурга были утверждены распоряжением комитета по тарифам еще в 2017 году и, согласно документу, распространяли свое действие на собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе коммерческих.
Однако письмо от ГУП "МПБО–2" получили и бизнесмены, у которых отдельно стоящие объекты, а также арендованные помещения в торговых центрах. "У нас есть договор с жилкомсервисом, и мы знать не знали, что придется брать головную боль на себя", — говорит владелец небольшой петербургской торговой сети. В ГУП утверждают, что схема платы за услуги по обращению с отходами фактически не меняется: "Расчет за оказанные услуги производится как и раньше: при наличии своей контейнерной площадки за фактически вывезенный объем ТКО. При отсутствии — по утвержденным распоряжением от 2017 года нормативам".
Бизнес в ожидании роста платежей
Впрочем, владельцы собственных контейнерных площадок тоже уверены, что с января платить придется больше.
"Кратное увеличение платы за вывоз отходов с 1 января 2019 года ожидает всех, и наша компания не исключение", — говорит директор по коммуникациям и корпоративной социальной ответственности "АШАН Ритейл Россия" Мария Курносова. В "Ашане" полагают: увеличение платы объясняется тем, что в нее заложены средства на развитие схемы обращения отходов, строительство полигонов и сортировочных пунктов. "Сомнений в качестве услуг по обращению с отходами быть не может, — убеждена Мария Курносова, — к тому же в типовом договоре, утвержденном правительством, предусмотрены несколько вариантов учета объема ТКО".
Другие крупные сетевые компании, например "Лента" и "Евразия Холдинг", заверили "ДП", что в курсе изменений на рынке мусора. Но комментировать эти изменения не стали.
Ассоциация промышленников и предпринимателей Петербурга собирает бизнесменов 5 декабря на круглый стол для обсуждения проблемы с вывозом отходов.
"Бизнес в большинстве своем замер в ожидании предложений от оператора, далеко еще не все их, эти предложения, получили, — рассказывает председатель правления Сергей Федоров. — Неизвестность хуже, чем известность, какая бы она ни была. Но все ожидают роста платежей".
"Заключайте договор, а там посмотрим"
Бизнес обращает внимание, что буквально этой осенью правительство России изменило правила предоставления коммунальных услуг и правила обращения с ТКО, облегчив региональным операторам процедуру заключения договоров с производителями отходов. По сути, его даже не надо заключать.
Согласно постановлению от 15 сентября договор на обработку ТКО считается заключенным, если оператор направил проект договора, а потребитель услуги (производитель отходов) не представил в течение 15 дней мотивированный отказ. Кроме того, действует норма, по которой договор считается заключенным "путем совершения потребителем конклюдентных действий". То есть если потребитель совершает первый платеж за услугу по выставленному счету. Постановление с поправками действует уже со 2 октября.
"Беспокоит, что тебе говорят: заключай договор, а там посмотрим. Каким будет качество работы? Как будут решаться вопросы, например, со степенью опасности, с мясом и молоком?" — недоумевает владелец одной из торговых сетей. Этот бизнесмен был одним из приглашенных на серии совещаний, которые несколько недель назад проводили в районных администрациях города.
"Мы пытались задать беспокоящие вопросы, но ответа не получили", — утверждает он.
Все серьезно
"Раньше мы могли за год поменять шесть перевозчиков, чтобы добиться чистоты на площадке перед магазином, — делится с корреспондентом "ДП" другой мелкий предприниматель. — Теперь нас успокаивают: регоператор порешает все без вас".
Петербургский мелкий бизнес переживает, что крупных сетей проблемы коснутся в меньшей степени. "У федералов на 7 тыс. магазинов есть возможность попросить и напрямую получить помощь от государства. Кто позволит оставить без продуктов миллионы людей, их клиентов? — рассуждает представитель "Торгового дома "Реалъ" Сергей Герасимов. — Другое дело мелкие сети. Кто о них позаботится? Кто помнит, как весной закрылась сеть "Нетто" из 40 точек?"
Сразу в нескольких петербургских компаниях, работающих в сфере ретейла и общепита, собеседники "ДП" говорили, что только начали погружаться в проблему, но уже знают от своих юристов, что "там все серьезно".
Есть, правда, и те, кто считает, что бизнес–сообществу надо обратить внимание на другие проблемы.
"Честно — даже с выросшими расходами на ЖКХ мы справимся, — уверяет владелец сети лавочек, торгующих овощами и фруктами. — Сложнее исправить общеэкономическую ситуацию: отменить контрсанкции, из–за которых мне приходится закупаться не в нормальных странах. Импортозамещенное где брать? Все поля заросли борщевиком".
Ради 100%–ной переработки
Курирующий работу ГУП "Завод МПБО–2" комитет по благоустройству еще в октябре утверждал, что 40% производителей отходов уже заключили договоры с ГУП "МПБО–2". На совещаниях, утверждают их участники, кто–то из чиновников докладывал, что процесс почти на 90% завершен. Однако эти цифры скорее касаются сферы ЖКХ, а не десятков тысяч городских магазинов и кафе.
В комитете по тарифам утверждают, что единый тариф, утвержденный в сентябре для городского регионального оператора, экономически обоснован.
"В структуре необходимой валовой выручки для расчета предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО учтены, — перечисляют в комитете по тарифам, — расходы на обезвреживание и обработку ТКО — порядка 30%, на захоронение ТКО на полигонах Ленинградской области — 20%, на транспортирование ТКО от контейнерных площадок до объектов размещения — 40%".
МПБО–2 обещает, что будет следить за качеством вывоза отходов.
В проекте договоров с перевозчиками предусмотрены штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, говорят в ГУП. Там намерены, в том числе благодаря тарифу, вкладывать в развитие переработки.
"Важно помнить: одна из основных целей реформирования отрасли обращения с отходами — это стремление государства стимулировать переработку отходов на заводах, — подчеркивают в ГУП, — а не их прямое захоронение на полигонах".
Однако бизнесменам и простым жителям Петербурга, которым теперь предстоит собирать примерно по 50 млрд рублей в год на вывоз мусора, пока еще только предстоит проникнуться важностью государственных задач. И главная проблема в том, что вопросов к новой системе пока больше, чем ответов.
В контексте
Петербургский бизнес, по крайней мере мелкий, немного озадачили поправки, предложенные 7 ноября в закон Российской Федерации "Об отходах производства и потребления". Городам федерального значения они дают право отложить "мусорную реформу" на 3 года.
С законодательной инициативой выступила группа из семи депутатов–единороссов из Москвы, Петербурга (Игорь Дивинский) и Севастополя. Предлагается наделить эти три субъекта федерации правом до 1 января 2022 года "не применять положения федерального законодательства о сборе, накоплении, захоронении ТКО региональными операторами". В пояснительной записке говорится, что сейчас в городах федерального значения сложная ситуация: в городских границах хоронить отходы негде, а в примыкающих областях новые полигоны разбивать сложно, так как высока плотность населения. Выход — строить мусороперерабатывающие и мусоросжигающие заводы. На это нужно как раз, рассуждают депутаты, года три.
Но вот незадача — по всей стране региональные операторы обязаны начать работать уже с 1 января 2019 года. Давайте, говорят парламентарии, лучше отложим.
Казалось бы, ничто не предвещало такого резкого поворота. За неделю до 101–й годовщины революции коллега семерых смелых по Госдуме петербуржец Сергей Боярский в телеэфире объявил, что Петербург полностью готов к работе с региональным оператором. Что выборы этого оператора прошли в штатном режиме, с 1 января все готовы с ним взаимодействовать. "Тариф у нас растет практически незаметно по сравнению с другими регионами России", — честно сказал петербургский депутат.
Самые продвинутые представители бизнеса с радостью восприняли новость о появлении закона в том смысле, чтобы "не применять положения федерального законодательства о сборе, накоплении, захоронении ТКО региональными операторами". Буквально: "мы тут с вами говорим о новом тарифе, о нормативах, о новых договорах, а вон Госдума все отодвигает на 3 года, как хорошо".
На самом деле приходится разочаровывать таких собеседников: ничего в Петербурге не откладывается. Правильно Сергей Боярский гордится своей малой родиной: мы успели все сделать в срок, и с 1 января региональный оператор начнет работу в соответствии с итогами конкурса и соглашения, заключенного с городом. Законопроект дает лишь право откладывать процедуру выбора оператора. А актуально это как раз для Москвы, где конкурс еще никто не проводил и до сих пор не собирается. Недаром главным автором проекта значится депутат и миллиардер Владимир Ресин — на протяжении 10 лет легендарный зам столичного мэра Юрия Лужкова.
“
Хорошо, что теперь не только бизнесмены, занимающиеся вывозом и утилизацией отходов, в курсе меняющейся ситуации. Хорошо, когда проблема обсуждается. Обратите внимание: президент Путин всегда болезненно реагирует на повышение тарифов для населения. Если ожидается большой рост, требует пересмотреть и даже отменить. С точки зрения бизнеса — другое дело. Наш тарифный комитет считает, что все посчитано справедливо. Но, если бизнес подсчитал убытки и возмущен, надо с ним встречаться и разговаривать. Если представители власти уверены, что создали справедливую систему, — объясните позицию. Если получается дурь, давайте пересматривать. Мало тарифного комитета — подключайте ФАС! Иначе, когда несправедливая и непонятная система начнет работать, получится новый "Платон".
Всеволод Хмыров
председатель совета директоров СРО "Санкт–Петербургская ассоциация рециклинга"
“
Готов платить за услугу и в 2, и в 2,5 раза больше — если в итоге будет чисто и уберут несанкционированные свалки. Если же деньги просто пойдут кому–то в карман и ничего не изменится — я против. Если наведут хотя бы чистоту и возьмут ситуацию под контроль, буду только рад. Есть федеральные сети, которые открывают по пять магазинов в радиусе полкилометра и делают вид, что все в порядке. Есть мелкие частные организации, готовые заключать договоры на вывоз вместо больших "спецтрансов". Есть много вопросов, в которых хочется, чтобы правительство навело порядок.
Александр Азаров
совладелец сети продуктовых магазинов "Удачный"