Смольный потратил 30 млн рублей на оптоволокно, 2 млрд — на троллейбусы, загнал под землю пять интернет–провайдеров, но так и не смог очистить Невский проспект от висящих над ним проводов.
Программа "Чистое небо" в виде документа не существует, но все чиновники знают, о чем идет речь: это комплекс мер по ликвидации висящих над Невским проводов. Ее активная реализация стартовала в начале года.
Подземный интернет
"Была проделана большая работа разъяснительного характера с операторами связи по добровольному переключению воздушных волоконно–оптических линий", — сообщил "ДП" первый зампредседателя комитета по информатизации и связи Владимир Тумарев. По его словам, сознательность проявили ООО "Прометей", ООО "Обит", ПАО "МегаФон", ПАО "МТС" и группа компаний "ЭР–Телеком".
Операторам было предложено использовать волокна, которые город (в лице СПб ГУП "АТС Смольного") специально для этого проложил внутри коллекторов "Ростелекома". Ранее собирались использовать инфраструктуру "Водоканала", но там дальше экспериментов, насколько известно, дело не пошло.
По закону работы по выносу коммуникаций оплачивает город, отметил Владимир Тумарев. Ранее в комитете оценивали затраты на устройство подземных коммуникаций в 30 млн рублей. Гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин в разговоре с "ДП" высказал мнение, что затраты комитета значительно превысили рыночную цену на такого рода работы. Тем более что, по данным эксперта, на сегодня арендовано лишь около 5% волокон. В комитете отвечают, что инфраструктура имеет запас мощности на несколько лет вперед. По мнению Юрия Брюквина, участвовать в программе согласились только те операторы, которые и так сами собирались уходить под землю.
"Затраты на участие в проекте "Чистое небо" на Невском проспекте [для нас] составили примерно 1 млн рублей", — оценил по просьбе "ДП" вложения гендиректор компании "Обит" Андрей Гук.
Юрий Брюквин считает, что проект выгоден чиновникам Смольного, а также "Ростелекому", который приобрел в лице города еще одного клиента. Зачем нужен посредник в виде "АТС Смольного", непонятно: те же услуги за ту же цену может предлагать и "Ростелеком".
Но, даже убрав интернет–кабели, Невский не очистить. "Отдельной проблемой является наличие незаконных воздушных линий связи", — говорит Владимир Тумарев. По его словам, заниматься такими сетями должен не комитет, а собственники зданий и управляющие компании. Кроме того, технологически возможен перенос только оптоволоконных кабелей. Помимо них существуют медные линии звукового вещания и оповещения, коаксиальные кабели операторов телевизионного вещания, кабели лифтовой связи и другие. "Эти линии связи, к сожалению, остаются в сегодняшнем состоянии на неопределенный срок", — сообщил Владимир Тумарев.
"Когда в следующий раз поднимут вопрос о "Чистом небе", желающих участвовать в таком проекте будет меньше, потому что хорошую идею портят бессмысленными и беспощадными реализациями", — резюмировал Юрий Брюквин. В "Ростелекоме" от комментариев по "Чистому небу" воздержались. В свою очередь, Андрей Гук добавил, что его компания продолжит участие в программе, "потому как нам небезразличен облик нашего города".
Казанский без рогатых
Невский проспект планировали избавить и от троллейбусных проводов — за счет запуска машин с увеличенным автономным ходом. Но расчеты показали, что денег не хватит.
"Сегодня количество электробусов с динамической зарядкой от контактной сети составляет менее 15% от инвентарного парка троллейбусов", — сообщил "ДП" первый зампредседателя комитета по транспорту Владимир Реунов.
Нехватка машин не позволяет демонтировать контактную сеть на Невском проспекте, признал чиновник. Единственное, что удалось сделать, — убрать около 100 м проводов, закрепленных на Казанском соборе. В результате на частично автономный ход в центре города был переведен 17–й троллейбус.
Непосредственно через Невский проходит не менее 10 троллейбусных маршрутов, и, чтобы снять контактную сеть, на автономный ход надо перевести их все.
Для реализации проекта дополнительно потребовалось бы около 2,5 млрд рублей (140 автономных троллейбусов), сказал "ДП" транспортный аналитик Арсений Афиногенов.
"Проект "Чистое небо" забуксовал, и с моей точки зрения, он абсолютно бесполезен", — рассудил аналитик. Эксперт считает, что в нынешних условиях слишком расточительно тратить такие деньги на один Невский, а троллейбусы с увеличенным автономным ходом лучше отправлять на окраины.
Смольный так и поступает. Сегодня город располагает парком из 115 подобных машин, купленных за 2 млрд рублей в 2017 году. Большая их часть работает в Кировском, Приморском и Калининском районах.