На стретчинге сдаваться не принято. И пленных не берут.
Так получилось, что в нашем неформальном "спорт–краш–тесте" по большей части рассматривались спортивные дисциплины, которые помогают чувствовать себя брутальнее. Но рубрика в первую очередь задумывалась для мужчин 40+, а для многих из них вопросы поддержания физической формы становятся очень актуальными, поэтому, пожалуй, стоит этот пробел восполнить.
Изучая разные виды спорта с этой точки зрения, не мог не обратить внимания на такое интересное направление, как стретчинг. Почему–то сложился стереотип, что им занимаются только молодые женщины. Но ведь гибкость — один из важных элементов почти что во всех видах спорта, она помогает улучшить показатели и тяжелоатлетам, и хоккеистам, и футболистам. Про адептов боевых искусств говорить вообще нет необходимости: умение бить ногами в голову без хорошей растяжки трудно представить. Именно поэтому я и оказался в студии гибкости Stretch Me на Петроградской стороне, в доме 5 по Аптекарскому пр. И почти сразу понял, насколько мало до этого знал о растяжке и гибкости.
Стоит сказать пару слов о самой студии: ее создала Анастасия Завистовская, в прошлом гимнастка и балерина. Преподаватели, в основном мастера и кандидаты в мастера спорта по гимнастике, подходят к вопросу со знанием дела. Не могу удержаться от упоминания о том, что все они — девушки эффектные, что в определенной степени является дополнительным стимулом выкладываться на тренировках.
Разумеется, занятия проводятся в разных форматах, так что можно выбрать удобный. Если завал со временем, то можно начать тянуться с помощью видеоуроков. Этот формат — выход для многих, кто форму улучшить хочет, но комплексует.
Выбираю индивидуальные занятия. Во–первых, работа с тренером один на один позволит добиться лучшего результата благодаря тому, что тот уделит больше внимания. Во–вторых, можно задавать вопросы, ответы на которые необходимы для корректного краш–теста. И вот я в руках тренера Лидии Ал–Барбари, профессионального фитнес–тренера международного класса.
По татами постучать
Мучиться с подбором формы для занятий стретчингом не придется: достаточно удобной одежды, которая позволит свободно гнуться и тянуться. И вот уже стою в светлом зале, тренер интересуется, какие цели ставлю и для чего мне нужно улучшение растяжки. Отвечаю, что основное направление — артистическое фехтование. Хочу улучшить показатели в этой спортивной дисциплине, важно увеличение длины выпадов и "облегчение" ног. "Пожалуй, фехтовальщики — единственные, с кем пока еще не работала", — говорит Лидия. В процессе занятия выясняю, что она тренировала силовиков и единоборцев.
Понеслось. Разминка на скакалке, чтобы хорошенько прогреть ноги и разогнать кровь. Потом упражнения, знакомые каждому: наклоны, махи и скручивания. Вроде ничего сложного, отмечаю про себя, если так пойдет и дальше, можно спокойно делать самому.
Наивный.
Постепенно упражнения становятся сложнее. Подвох начинаю чувствовать на длинных выпадах — когда одна нога согнута в колене, а вторая вытянута назад. Когда принимаю эту позу, Лидия философски отмечает: "Неплохо", — а потом показывает, как надо в ней стоять, чтобы мышцы хорошо тянулись. Пробую. Мышцы ног скрипят, но растягиваются.
Дальше — хуже. Опускаюсь на одно колено, вторая нога по–прежнему впереди. Лидия берет за ее носок и медленно, но уверенно начинает поднимать вверх. В какой–то момент становится больно. Потом очень больно — чувствую себя как на занятиях по боевым искусствам, когда взяли на болевой прием. Хочется постучать ладонью по татами, показывая, что сдаюсь. Но здесь сдаваться не принято. И пленных тоже не берут.
Меняю ноги, упражнения те же, но на другую сторону. Потом идут наклоны сидя вперед — но не просто так: Лидия всем своим весом давит на спину, направляя и контролируя правильность движения. И хотя весит она немного, но все равно зубы сжимаются от боли растягивающихся мышц, а порой изо рта вырывается стон. Затем сажусь спиной к стене в бабочку, тренер встает на мои колени сверху — и ноги, как бы ни сопротивлялись, начинают двигаться в сторону пола.
Затем меня с усилием тянут в разные стороны с разной нагрузкой и в разных позах. При этом напоминая, что надо спокойно дышать, а это оказывается тоже делом непростым: в моменты наибольшей нагрузки хочется рефлекторно напрячься и задержать дыхание. Но результата тогда не будет.
Стоп–слово сказать
Лидия внимательно следит во время занятия за нагрузкой. Боль все время в том промежутке, когда амплитуда больше, чем смог бы сделать самостоятельно, но недостаточна для того, чтобы травмироваться. Возникает неожиданная ассоциация — что нахожусь в садо–мазо–салоне. Красивая девушка делает больно, а получаю от этого удовольствие. И даже стоп–слово есть: если говорю, что боль становится резкой, нагрузка плавно уменьшается.
Упражнения разные, одни направлены на улучшение растяжки ног, другие — на повышение гибкости верхней части тела. Есть на улучшение осанки и координации. Сперва это вызывает скепсис: вроде бы пришел ноги тянуть, при чем тут осанка? Но в процессе понимаю, что тело — все–таки единый организм, и замечаю, что после работы на осанку мышцы ног становятся эластичнее.
Кстати, эффект сохраняется и на следующий день. Иду по улице, почти не чувствую ног — они легкие. Взлетаю по лестницам вверх, перепрыгивая через несколько ступеней. Препятствия вроде луж и поребриков не замечаю — хотя еще вчера постарался бы обойти. "Растянутый" организм вообще чувствует себя гораздо бодрее, энергичнее. Что, кстати, важно и для фехтовальных тренировок.
Резюмируя, должен признать: стретчинг оказался весьма полезным занятием. Сомневаюсь, что когда–либо смогу сесть на шпагат, как девушки из студии Stretch Me (или как Ван Дамм). Однако не это главное.
Возьму на себя смелость заявить, что мужчинам среднего возраста, желающим улучшить свою физическую форму, стретчинг явно показан. Особенно тем, кто хочет добиться новых вершин в спорте и почувствовать себя моложе.