Магазины Castorama в Петербурге вряд ли заинтересуют DIY–игроков, но смогут пригодиться сетям другого профиля.
На прошлой неделе британская компания Kingfisher заявила, что принадлежащая ей сеть магазинов товаров для дома и ремонта Castorama прекратит работать в Испании, Португалии и России. Ретейлер хочет сосредоточиться на основных рынках, где уже является лидером или может занять ведущие позиции.
Castorama работает в России с 2006 года, у нее здесь 20 гипермаркетов. В Петербурге у британского ретейлера в собственности два гипермаркета общей площадью 23 тыс. м2 и торговой площадью 18 тыс. м2. Их стоимость как объектов недвижимости в INFOLine оценивают примерно в 3 млрд рублей.
Как именно ретейлер будет уходить из России, в Castorama еще не решили. Компания будет рассматривать различные сценарии — Kingfisher готова продать сеть как целиком, что было бы предпочтительнее, так и по частям. По словам опрошенных "ДП" игроков рынка, активы Castorama в Петербурге вряд ли заинтересуют других DIY–ретейлеров и гипермаркетам на Пулковском шоссе и Дальневосточном пр., вероятно, придется сменить профиль.
Читайте также:
Ретейл
Сеть магазинов Castorama покинет российский рынок
Гипермаркеты не в фаворе
Совладелец сети магазинов мебели и товаров для дома HoffМихаил Кучмент называет потенциально интересными для своего бизнеса 5–10 российских магазинов Castorama, в том числе гипермаркет на Дальневосточном пр. в Петербурге.
"Я не думаю, что кому–то интересно будет купить Castorama целиком как бизнес, скорее конкуренты будут брать объекты точечно. В формате гипермаркетов в России развиваются только DIY–сети и продуктовые ретейлеры, — рассуждает Михаил Кучмент. — Если говорить про DIY–игроков, сейчас немногие активно развиваются, а продуктовые гипермаркеты идут по пути сокращения площадей".
"Для нас планы Castorama стали такой же новостью, — прокомментировал гендиректор ООО "Леруа Мерлен Восток" Венсан Жанти. — Нет, мы не планируем приобретение бизнеса Castorama". Означает ли это любое отсутствие интереса к компании или "Леруа Мерлен" не собирается покупать Castorama целиком, но вариант приобретения отдельных объектов рассматривает — в сети не стали уточнять.
Совладелица "Максидома"Мария Евневич тоже предполагает, что целиком продать бизнес Castorama не получится, более вероятно — по частям и тут претендентов больше. "Леруа Мерлен" может ограничить ФАС, продуктовые гипермаркеты уже достаточно представлены в городе, на мой взгляд", — считает она.
Сам "Максидом" сейчас анализирует работу магазинов Castorama по всей стране с точки зрения местоположения. В компании обращают внимание, что будет важна выручка и цена продажи объектов. "Раз сеть вышла так громко с новостью о продаже, причем не знает, целиком или по частям, видимо, покупателя пока нет. А новость — это объявление старта торгов", — констатирует Мария Евневич.
Всем не до того
Управляющий партнер сети "220 Вольт"Алексей Федоров убежден, что претендентов на "коробки" Castorama из DIY–отрасли не будет. "Разве что даром: локации кошмарные, их выбор для магазинов Castorama всегда казался странным, — скептичен он, — с гегемонией "Леруа Мерлен" в Петербурге никто другой не возьмется за такие большие здания. "Максидому", "Старту", "Петровичу" нужно думать о том, что будет в 2019 году — с открытием большого количества "Леруа Мерлен" на месте купленных магазинов "К–раута", а не новые коробки покупать. ОBI тоже не до того, они первые в зоне риска из–за конкуренции с "Леруа Мерлен".
Одним из возможных претендентов, для которых объекты могут быть интересны, Алексей Федоров называет сеть Hoff.
Гендиректор INFOLine Иван Федяков не исключает смены профиля гипермаркетов Castorama в Петербурге, так как для "Леруа Мерлен" покупку может не одобрить ФАС, для СТД "Петрович" магазины Castorama не подходят по формату, а другие DIY–сети заняты развитием в других регионах или в проектах роста в новых каналах продаж (интернет, b2b и т. д.).
"Оба объекта Castorama в Петербурге находятся в непосредственной близости от прямых конкурентов — OBI и "Леруа Мерлен", но наименее привлекателен из них магазин на Пулковском шоссе, на так называемом кладбище гипермаркетов", — рассуждает эксперт.
"Коробки" для продуктов
Гендиректор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев считает петербургские объекты Castorama вполне форматными для DIY–ретейла. Оба магазина находятся на самых оживленных магистралях своих районов, вблизи плотной жилой застройки.
В Невском районе продолжается активное строительство жилья, поблизости возводится несколько крупных комплексов. На юге города и в Пушкинском районе тоже большой потенциал жилого девелопмента, что обеспечит долгосрочный высокий спрос на товары DIY, полагает Андрей Косарев.
Впрочем, у Castorama есть шанс продать петербургские магазины, даже если она не договорится с прямыми конкурентами. Эти объекты были открыты в достаточно универсальных помещениях формата big box, вполне возможно, что ими заинтересуются гипермаркеты любого профиля, ожидает гендиректор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.
Но нужно понимать, что в первую очередь подобные объекты рассматриваются конкурентами — из–за финансовых затрат, которые придется понести при покупке. Ведь в таком случае расходы на трансформацию минимальны, а лояльную аудиторию покупателей можно в значительной степени сохранить.
Продовольственный ретейл зачастую более платежеспособен в плане недвижимости, но тут потребуются дополнительные инвестиции в адаптацию под их бизнес. К тому же лишь единичные операторы в продуктовой рознице сейчас активно развиваются в таком крупном формате, предупреждает Андрей Косарев.