Мир борется с одноразовым пластиком: его облагают налогами и запрещают.
Отказ от одноразовой упаковки начался в Африке — там уже полтора десятка стран включились в этот процесс, в Азии тон задает Китай, но не отстают и другие. В Австралии нет общего запрета на пластиковые пакеты, но есть такой в ряде штатов. В Европе первой Дания в 1994 году ввела налоги на пластик, за ней Ирландия, потом ЕС. Мексика, часть Канады, Аргентины, Бразилии, Чили и Колумбии тоже вовлечены, а вот США пока среди отстающих.
В России процесс сознательного отказа от пластика не везде идет гладко. Закон не запрещает такую упаковку, инициативы в регионах не повсеместны, а работа магазинов в этом направлении неидеальна. Например, сеть "Азбука вкуса" в октябре закрыла многолетнюю программу выдачи бесплатных биоразлагаемых пакетов и заместила их платными небиоразлагаемыми. Это вызвало массу вопросов и вынудило компанию объясняться с покупателями. Мотивы выглядели достаточно сложными: за желанием предоставить клиентам свободу выбора — загрязнять мир неразлагаемым пластиком (магазин предлагает мыть пакеты и использовать их повторно) или купить многоразовую тканевую сумку — увидели жажду наживы. Любопытно, что год назад эта сеть не откликнулась на призыв Гринписа отказаться от бесплатных пакетов.
Товары нетто
В то же время с лета работает первый в Петербурге магазин без упаковки — "Покупай правильно" на ул. Хошимина. Подобные есть в Петрозаводске, Тюмени, Бийске, Перми и Москве — везде пока по одной точке. От идеи до открытия прошло несколько недель, владельцы — сестры Ася Воронкова и Юлия Шаповалова вложили в старт проекта около 400 тыс. рублей и продолжают инвестировать. Окупиться планируют за год. Сейчас магазин расширяет ассортимент, ведет просветительскую работу и собирается дорасти до сети, в том числе на юге и в центре города.
Как рассказала "ДП" Ася Воронкова, концепция магазина — борьба с одноразовостью. "Если человек использует пластиковый пакет много раз, нам грустно, что это пластик, но мы радуемся, что он пытается хотя бы так уменьшать количество пакетов, — отмечает она, — в этом плане политика магазина мягкая, мы всегда предложим альтернативу, расскажем, почему мы это делаем, но не будем давить. При этом у нас нет и бумажных пакетов. Только экомешочки, банки, контейнеры". Есть интернет–заказы и доставка, в этом формате все пересыпается в тару покупателя.
По оценкам владелиц магазина, в первые месяцы работы около 80% покупателей приезжали специально, сознательно. Затем стало расти число постоянных клиентов из тех, кто просто живет рядом, — их устраивали цены и ассортимент.
Цены, по мнению Аси Воронковой, вполне конкурентны по двум причинам: изначально товар закупается большими объемами в мешках, что позволяет сэкономить. Кроме того, проект позиционируется как социальное предпринимательство, хотя и рассчитывает на прибыль.
Осознанный выбор
В ассортименте сухофрукты, бобовые, крупы, макаронные изделия, специи, иван–чай, орехи, хлеб, мука, мед, экотовары (мешочки, экосумки, многоразовые трубочки и бахилы, гигиенические средства, бамбуковые зубные щетки), а также мыло, зубная паста и средства для стирки. Линейка расширяется под запросы покупателей. Некоторые товары — часть благотворительных проектов: сумки расписывали дети из детских домов, и средства с продажи пойдут на поддержку фонда, работающего с этой социальной группой. Экомешочки (еще их называют фруктовки) шьют бездомные подопечные благотворительной организации "Ночлежка", а ткани поставляет магазин "Спасибо".
"Покупай правильно" участвует в экологических инициативах — наливает напитки в свои кружки в рамках My cup please и питьевую воду в многоразовые бутылки в рамках Refill, собирает для переработки игрушки из пластика, старые ручки и фломастеры, планирует включиться в "Крышечки доброты" (средства от их переработки идут на помощь детям с особенностями развития).
Реинкарнация авосек
Владелец интернет–магазина "Биоградпродукт" Алексей Чистопашин отмечает, что за последние 5 лет видна динамика потребительского спроса на экосумки и экомешочки. Раньше он стремился практически к нулю, но с конца 2017–го и в течение всего 2018 года — резкий скачок интереса, отмечает эксперт. Возможно, это итог Года экологии и большого числа экопросветительских проектов в 2017–м. "У меня небольшой магазин, но доля продаж экомешочков и экосумок все равно пока не превышает 10–15% от общего объема, это примерно десятки тысяч рублей".
По оценке Алексея Чистопашина, психологически люди больше покупают экосумки в офлайн–магазинах, а вот экомешочки в онлайне берут действительно активно. При этом в Петербург уходит только треть объема заказов этого магазина, около 70% — в другие города России.
Второй в городе магазин без упаковки планирует открыть проект B12 ZERO WASTE на Васильевском острове. Дату открытия владельцы не раскрывают.
Будущее наступает
Анна Гаркуша, руководитель направления взаимодействия с органами власти экологической ассоциации "Раздельный сбор", считает, что пока проекты магазинов без упаковки пилотные, работают на чистом энтузиазме и экономически нерентабельны, но за ними будущее.
"Нельзя сказать, что все будут работать без одноразовой упаковки, но эти магазины найдут своего покупателя. Прежде всего это будут экоориентированные люди, готовые претерпеть некоторые неудобства, но со временем они приноровятся — и первыми станут те, кто ходит в магазин часто, покупает понемногу, у кого ритм жизни позволяет возиться с пакетиками и мешочками. Это, возможно, пенсионеры, мамы с младенцами. Такой проект будет развиваться, если это будет сеть шаговой доступности для людей".
В перспективе у таких магазинов много возможностей предложить покупателю удобный формат, хотя это не значит, что там не появится никакой пластиковой упаковки.
"Возможно, некое креативное агентство будет работать на новое решение — залоговые авоськи или многоразовые контейнеры, всякие штуки, которые сейчас трудно представить, но они появятся, когда встанет задача привлечь покупателя именно в эти магазины", — считает эксперт.