Хоккейные ряды. Бывший Северный рынок станет площадкой для чемпионата

Автор фото: Петр Ковалев

У проекта строительства за 0,5 млрд рублей спортивного комплекса, который ООО "Лидер" реализует на месте бывшего Северного рынка, сменился владелец. Новый инвестор, который связан со структурами "Газпрома", сейчас меняет проект и начнет строительство уже в марте 2019 года. Спортивный комплекс может стать частью программы подготовки Петербурга к чемпионату мира по хоккею 2023 года.

Рынок на углу Северного и Светлановского пр. стихийно образовался в начале 1990–х годов и практически без изменений просуществовал до 2010 года, когда Смольный передал землю общей площадью 43,5 тыс. м2 под возведение культурно–оздоровительного и общественно–делового центра компании "ЭВэК", которая контролировала объект.
Впрочем, на время проведения проектных работ инвестор продолжал использовать территорию под рынок. С 19 августа 2014 года постановление утратило силу, и договор аренды расторгнут.
Идея строительства хоккейного комплекса на этом участке возникла в начале прошлого года. Бывший тогда губернатором Петербурга Георгий Полтавченко своим постановлением передал этот участок ООО "Лидер".
Тогда компания единолично принадлежала миллиардеру Валерию Ларькину, который владеет 20% в Санкт–Петербургской ритуальной компании, а по совместительству возглавляет Ассоциацию предприятий похоронной отрасли Северо–Западного региона и Федерацию хоккея Санкт–Петербурга.
На территории бывшего рынка предполагалось построить спортивный комплекс площадью 10–12 тыс. м2 с трибуной на 1000 зрителей.
Впрочем, работы на площадке так и не начались, и до последнего времени участок вообще стоял без ограждения.
Однако недавно у компании сменился собственник проекта, и дело пошло.
Информация о смене владельца размещена в картотеке СПАРК.
По данным информационного ресурса, в мае этого года совладелец Санкт–Петербургской ритуальной компании Валерий Ларькин продал свою долю четырем физическим лицам.
При этом контрольный пакет и должность генерального директора достались Николаю Соловьеву, которого участники рынка связывают с одной из "дочек" ПАО "Газпром". Это подтверждается опытом предыдущей работы Соловьева, который ранее возглавлял ООО "Экспо–Истейт", входящее в АО "Инвестгрупп" Валентины Дубленниковой. Госпожа Дубленникова, в свою очередь, через ООО "Балт–Клин–Комплект" является совладельцем АО "ЭкспоФорум" (49%), оставшимся 51% акций владеет ООО "Газэнергопром Девелопмент" (на 65,7% принадлежит структурам "Газпрома").
Также Николай Соловьев в свое время возглавлял ООО "ГРСП "Магнит", которое специализируется на строительстве. На счету компании десятки спортивных сооружений в регионах, причем одним из крупнейших заказчиков является "Газпром". Например, в 2017 году подрядчик выиграл у корпорации три тендера на общую сумму более 9 млрд рублей.
Впрочем, связаться с Валерием Ларькиным и Николаем Соловьевым на момент публикации текста не удалось. Офисный телефон ООО "Лидер" не отвечает, а на официальный запрос в компании не ответили.

"Газпром–2023"

Участники рынка связывают продажу ООО "Лидер" и нереализованного проекта на Северном пр. с решением о проведении чемпионата мира по хоккею 2023 года в Петербурге. "Именно в мае текущего года стало понятно, что чемпионат будет проводиться в Северной столице", — поделился с "ДП" источник в Смольном.
Подготовка к чемпионату мира в Петербурге идет уже полным ходом.
Так, на месте Спортивно–концертного комплекса (СКК) запланировано строительство самой большой ледовой арены в мире. Спорткомплекс на 23 тыс. посетителей собирается возвести Геннадий Тимченко.
Второй площадкой ЧМ–2023, возможно, станет Ледовый дворец — домашняя арена СКА, рассчитанная на 12 тыс. болельщиков.
Среди других претендентов — реконструированный к ЧМ–2016 дворец "Юбилейный". На его ремонт и обновление было потрачено 900 млн бюджетных рублей.
В сентябре в Выборгском районе открылся крупнейший в городе частный многофункциональный спортивный комплекс "Шанс Арена". Объект занимает площадь 4 тыс. м2 и включает в себя полноразмерную ледовую арену, помещения для тренировок и выступлений фигуристов и хоккейных команд, тренажерный зал, а также первый в России корт для падел–тенниса.
"Шанс Арена", возможно, будет использована как тренировочный каток к чемпионату мира. Общий объем инвестиций в него составил 250 млн рублей", — рассказал Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики и инвестор "Шанс Арены".
Впрочем, по словам экспертов, этого будет мало. Если раньше чемпионат проводился в нескольких городах, то в 2023 году все действие пройдет только в Петербурге.
Скорее всего, в связи с проведением чемпионата проект хоккейного стадиона на Светлановском пр. надо будет менять.
В соответствии с ППТ и ПМ указанный земельный участок предусматривает максимальную площадь объекта — 124 565 м2, максимальная этажность — 1–20 этажей.
Сейчас ООО "Лидер" обратилось в КГА с предложениями по изменению ППТ. В КГА информации подтвердили, но подробности проекта не сообщили.
По мнению Александра Шестакова, учитывая общую площадь участка — 43 тыс. м2, на территории будет построен комплекс несколько большей площади, чем заявлялось изначально.
Предыдущий владелец намерен был вложить в строительство спортобъекта более чем 500 млн рублей. По мнению экспертов, новый проект может обойтись инвестору в сумму от 700 млн до 1 млрд рублей. Окончательная сумма будет зависеть от сложности проекта.
Стоимость годовой аренды участка для "Лидера" составляет 2,4 млн рублей. Такие инвестиционные условия будут действовать на период строительства объекта.
"Инвестиции в инфраструктуру, связанную со здоровым образом жизни, сейчас достаточно быстро окупаются — за 4–7 лет, в зависимости от капитальности строительства и объема вложений. Спрос на спортивные объекты со стороны потребителей большой и в ближайшее время будет только расти. Если проект строится с учетом чемпионата мира, то окупится он быстрее", — считает Андрей Лушников, президент ГК "БестЪ".

Из рынка в ТРК

Территория Северного рынка — одна из последних пустующих территорий расплодившихся в 1990–е годы продовольственно–вещевых рынков.
Высвобождаемые из–под стихийных рынков территории, как и любые городские земельные участки, вовлекаются в оборот исходя из потребностей населения, а также на основании соответствующих заявок от предпринимателей, поясняют в КИО.
Так, на месте рынка у станции метро "Проспект Просвещения" появился апарт–проект YES. Барахолка "Труба" в Девяткино прекратила свое существование под натиском массовой окружающей застройки. Рынок у "Ладожской" накрылся "О’Кеем". "Торгово–вещевые рынки в том понимании, в котором мы их помним еще с 1990–х — начала 2000–х, не вписываются в концепцию города, хотя в провинциальных небольших городках они до сих пор имеют место", — рассуждает Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании IPG.Estate.
Из действующих старых "новых" рынков осталась только "Юнона", которая постепенно превращается в торговый центр. Хасанский и Стародеревенский в данный момент совмещают в себе и новые, и старые торговые места.
Классической барахолкой в стиле 1990–х годов остаются только Апрашка и Удельный рынок.
Эксперты говорят, что это совершенно естественный процесс.
"Вещевые рынки постепенно теряют свою значимость, так как потребители все больше отдают предпочтение торговым центрам. Однако значительная часть аудитории посещает рынки и по–прежнему лояльна к этим объектам. С учетом повышения требований покупателей к комфортным условиям шопинга данный формат трансформируется, например, появляются крытые павильоны, при этом оставаясь важной частью торговой сети города", — рассказывает Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт–Петербурге.
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Frank St Petersburg, говорит, что в последние годы участники рынка отмечают развитие симбиоза ТРК и вещевых рынков. "В "Континенте на Звездной" торгово–вещевой рынок размещен в пристройке к современному ТРЦ, а в "Континенте на Бухарестской" новая реинкарнация формата под названием "Китай–город" постепенно захватывает торговую галерею комплекса, вытесняя сетевых операторов. В условиях роста цен на импортные товары в последние годы, который не поддерживался ростом реальных доходов населения, наиболее дешевый сегмент предложения, широко представленный на вещевых рынках, повысил свой рыночный потенциал", — рассуждает эксперт.
Не последнее место в реконцепции таких участков отводится и спортивным объектам, как отдельным, так и в составе ТРК.
Эксперты из УК "Адамант" говорят, что наличие круглогодично работающих ледовых катков позволяет детям регулярно заниматься спортом, посещать кружки и секции рядом с домом.
Например, в ТРК "Континент на Бухарестской" работает спортивная площадка "Керлинг холл", а в ТРК "Меркурий" ледовый каток Ice park, на которых тренируются спортсмены спортивного клуба "Адамант" по керлингу. Компания стала первой, кто построил специализированные площадки для игры в керлинг. Также на катках, расположенных в торгово–развлекательных комплексах "Адамант", ведут работу детские секции по фигурному катанию.
Крупные спортивные события дают значительный толчок для развития инфраструктуры. Исторически сложилось, что хоккей — популярный в Петербурге вид спорта. Очевидно, что накануне и в период проведения чемпионата мира — 2023 спрос на все, что связано с хоккеем в нашем городе, возрастет. При этом уже сейчас уровень востребованности спортивных объектов в составе ТРК велик. Безусловно, есть сезонность: зимой катки пользуются большим спросом, чем летом. Формирование подобной спортивной инфраструктуры способствует росту спроса и развитию спорта. Важен момент удобного месторасположения комплексов: если еще буквально 15 лет назад дети были вынуждены ездить заниматься спортом в районные СДЮШОР и на специализированные площадки в других районах города, то сегодня возможно посещать секции в пешей доступности от дома.
Алёна Мариничева
директор департамента рекламы и маркетинга УК "Адамант"
С одной стороны, по сравнению с чемпионатом 2000 года количество участников увеличилось, поэтому, скорее всего, двумя стадионами, как это было раньше, мы не управимся. Кроме того, нужны будут тренировочные арены. Еще надо учесть тот факт, что на севере Петербурга нет больших спортивно–концертных комплексов. С другой стороны, такой стадион, как Ледовая арена, нужно будет окупать в дальнейшем, а вот с этим уже могут быть сложности. Устраивать вещевые ярмарки или, например, выставки, как это было раньше, не получится. Хотя если говорить о том, кто сейчас рулит хоккеем в Петербурге, то от них можно ожидать подобной гигантомании и широкого подхода. Что видно на планах реконструкции СКК.
Вячеслав Бачуров
Спортивный Обозреватель

В контексте

За 20 с лишним лет свободной торговли петербургский розничный рынок проделал фантастический путь. В начале 1990–х в некоторых микрорайонах города о магазинах шаговой доступности с нормальным ассортиментом не шло и речи.
Это сейчас наш дом окружили топ–5 продовольственных сетей, хочешь — по четным ходи в "Пятерочку", по нечетным — в "Дикси". А раньше будь добр садись на троллейбус и отправляйся за продуктами за несколько кварталов в более–менее крупный универмаг. Или закупайся в маленьких магазинчиках у ИП.
С легкой руки экс–губернатора Валентины Матвиенко ларьки у метро и в жилых микрорайонах приказали долго жить. Ставить объекты торговли ближе 50 м к станциям метро в Петербурге запретили еще в 2005 году. Тогда пришлось демонтировать несколько тысяч киосков по всему городу. Несетевые продуктовые магазины не выдержали конкуренции с сетевыми гигантами. Все–таки по мере развития рынка покупателю хотелось низких цен, стабильного качества, да и сервиса в конце концов.
С более масштабными покупками в нонфуде ситуация была похожая, помню, электроника приобреталась на "Юноне", за одеждой ездили на Апрашку, пусть и рискуя остаться без кошелька. Были варианты и рядом с домом, но, опять же, ИП предлагали купить жутковатого вида прикид из Турции, Польши или Прибалтики.
Россия богатела, заливаясь нефтяными деньгами, и на смену картонки за шторкой в нулевую температуру пришли теплые цветные примерочные с яркими зеркалами торговых центров. В Петербурге заработало большое количество торговых комплексов, начинающие девелоперы учились работать с начинающими российскими ретейлерами.
Долгое время набор арендаторов у каждого торгового центра был практически одинаков. Это галерея разнообразных продавцов одежды и обуви, пара операторов бытовой техники и электроники, фуд–корт, кинотеатр, крупный якорный арендатор, в основном продуктовый гипермаркет, и товары для дома.
Потом случился кризис 2014–го и вымел из торговых центров товары не первой необходимости, читай, платья, сапоги и пылесосы. Владельцы торговых комплексов задумались, чем заполнить опустевшие площади.
Между тем, по данным Colliers Int, в 2013 году доля детских развлечений в ТК увеличилась в 2 раза — с 7 до 15%. В некоторых ТРК доля развлекательных площадей перевалила за 25%, и досуговые центры стали конкурентным преимуществом.
Росло и число ресторанов.
Судя по всему, дальше нас ждет увлекательная картина развития онлайн–торговли, которая уже сейчас напрягает владельцев торговых центров. Понимая это, они уже не делают в торгово–развлекательных центрах ставку на первое слово, уделяя пристальное внимание второму. В итоге в российских ТЦ начали появляться фуд–холлы, а не за горами и целые фуд–моллы, гастрономические центры.
Развлечения для детей будут приобретать новые формы игрового обучения (англ. edutainment). Такая динамика не оставляет выбора для владельцев форматов, оставшихся за бортом прогресса, предлагая вместо модного рамена беляш в ларьке и вместо дизайнерского шоу–рума — дубленку за шторкой на ветру.
Наталья Модель